МОСКВА, 17 апреля (BigpowerNews) – Ассоциация «Совет производителей энергии»
(СПЭ) предлагает скорректировать параметры КОМ и КОММОД, чтобы компенсировать
рост стоимости ремонтов и модернизации генерирующих мощностей, говорится в
презентации предправления организации Александры Паниной, которая была
представлена на семинаре ФАС РФ по тарифному регулированию 11 апреля.
В документе отмечается, что КОМ является источником компенсации
условно-постоянных затрат (УПЗ) и финансирования ремонтных программ
генерирующих компаний.
Между тем в 2021−2023 годах рост цен на ремонты и техперевооружение оказался
значительно выше инфляции. Кроме того, отмечается в презентации, генераторы
вынуждены проводить масштабную программу по замене АСУ ТП в соответствии с
Указом Президента РФ.
По данным, которые приводятся в презентации Паниной, ИПЦ увеличился в 2023
году относительно уровня 2021 года на 20,2%. Одновременно с этим,
средневзвешенный рост УПЗ, по данным опроса компаний, входящих в СПЭ, составил
37%. В том числе, инвестиционные затраты и расходы на ремонты увеличились
на 62%, ФОТ и взносы во внебюджетные фонды – суммарно на 22%, прочие
материально технические затраты – на 14%.
«Для проведения КОМ необходимо увеличить ценовые параметры отбора для учёта
роста цен на ремонты и эксплуатацию. В текущих параметрах КОМ его итоги
приведут к ускоренному выводу мощности», утверждается в презентации
Паниной.
Что касается отборов проектов модернизации ТЭС, то для проведения следующих
отборов (КОММОД), по мнению СПЭ, необходимо актуализировать CAPEX и настройку
параметров.
В презентации отмечается, что капитальные затраты на реализацию мероприятий
модернизации за последние 5 лет увеличились кратно.
В качестве примера там приводится проект комплексной замены паровой турбины
К-300−240: Удельные капитальные затраты по нему с 2018 года по 2023 год (2018
год в ценах 2017 года, 2023 год в ценах 3 кв. 2022 года) выросли в 2,1 раза.
Комплексная замена котлоагрегата 900 т/ч на угольном топливе, по данным главы
СПЭ, подорожала в 5,5 раза.
Удорожание проектов, а также увеличение сроков поставки оборудования привело
к тому, что в 2023 году на отказ заявлены 13 проектов КОММОД на 1,5 ГВт, в 2024
году еще 4 проекта на 625 МВт, следует из презентации.
При определении параметров предстоящих КОММОД, как следует из презентации,
генераторы считают необходимым обсудить следующие вопросы:
увеличение ежегодной квоты отбора до 2031 года (сверх 4 ГВт) на объёмы
«отказников» от ранее отобранных проектов КОММод (от 1,5 до 2,1 ГВт) и в связи
с присоединением НЦЗ к ЦЗ ОРЭМ.
Решение вопроса по «отказникам» от КОММод
Определение квот отбора для отечественных ГТУ и ПСУ малой мощности
(ТЭЦ)
Гарантии энергомашиностроителей по срокам, качеству, стоимости.
Напомним, правительство постановления от 29.12.2023
№ 2389 перенесло сроки
конкурсных отборов мощности в энергетике. Согласно
документу, КОМ на 2027 год пройдет до 1 августа 2024 года, КОММОД не
позднее 20 декабря.
Конкурентный отбор мощности-2027 должен был состояться в феврале
2024 года, осенью 2023 года генераторы просили кабмин сдвинуть сроки проведения
конкурса на осень 2024 года из-за сохраняющихся сложностей с эксплуатацией
парогазового оборудования.
Указанное постановление предполагает, что начиная с 2025 года, ежегодные
конкурентные отборы мощности будут проводиться до 15
февраля.
Также документом установлены сроки проведения в 2024
году отбора проектов модернизации тепловых электростанций на 2028
год. Прием заявок должен состояться до 1 ноября, а не к началу апреля, как
намечалось ранее, завершиться отбор должен «не позднее 20
декабря».
Перенос сроков КОМ и КОММод нужен в целях учета всех принятых решений и
документов стратегического планирования, а также появления большей
определенности по производственным возможностям предприятий
энергомашиностроения, объясняло ранее Минэнерго необходимость переноса.