Минпромторг и подсанкционные «Силовые машины» Алексея Мордашова в борьбе за рынок сбыта выступили с инициативой обязать «Газпром энергохолдинг» и «Интер РАО» увеличить свои доли в совместных предприятиях с Siemens и GE до 75% плюс 1 акции, тем самым обострив конфликт с генкомпаниями, не желающими закупать российское оборудование. При этом «Силовые машины» по-прежнему отказываются брать на себя риски поломки оборудования или задержек с их пуском.
МОСКВА, 6 мая (BigpowerNews) Минпромторг и попавшие под санкции США
«Силовые машины» Алексея Мордашова продолжают настаивать на создании рынка
сбыта газовых турбин большой мощности (ГТБМ) в рамках программы модернизации
старых ТЭС только под российских машиностроителей. Этот вопрос поднимался на
совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 18 апреля, сообщает «Коммерсант» со
ссылкой на источники на энергорынке.
Минпромторг и «Силовые машины» выступают за создание полного цикла
производства ГТБМ в РФ, главный аргумент — скандал 2017 года с поставками
турбин Siemens в подсанкционный Крым и обеспечение энергобезопасности. Крупные
генкомпании — «Интер РАО» и «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) — не верят в
способность российских машиностроителей создать ГТБМ и самостоятельно
договариваются с американской GE и немецким Siemens о локализации производства
турбин в РФ в рамках СП, которые предполагают паритетное участие.
По данным «Коммерсанта», владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов на
совещании у вице-премьера настаивал на ужесточении требований к таким СП,
предлагая, например, чтобы доля российских партнеров составляла не менее 75%
плюс 1 акция. Обсуждались и другие варианты, которые фактически отсекали бы
иностранцев от программы модернизации и создавали монополию для «Силмаша». В
целом идеи поддержал Минпромторг, дальше все будет зависеть от решения Дмитрия
Козака, отмечают собеседники газеты. При этом А. Мордашов отказался обсуждать
возможность введения штрафов за отсрочку вводов или поломку оборудования
«Силмаша», говорят собеседники «Коммерсанта» (такие преференции для российских
производителей турбин предусмотрены постановлением о модернизации).
Программа модернизации старых ТЭС стоимостью 1,9 трлн рублей
синхронизирована с дорожной картой по развитию в РФ производства ГТБМ —
предполагается, что генкомпании должны обеспечить заказом машиностроителей.
Мордашов уже просил правительство о заключении обязывающих контрактов на
поставку 48 ГТБМ «Силмаша» с инвесторами, участвующими в программе
модернизации, но безуспешно. В апреле 2018 года на заседании правкомиссии по
импортозамещению бизнесмен говорил премьеру Дмитрию Медведеву, что без
преференций «российскому энергомашиностроению не выжить». В итоге бюджет готов
предоставить на развитие ГТБМ до 7 млрд рублей, «Силмаш» заявлял, что еще
около 8 млрд рублей привлечет самостоятельно, напоминает «Коммерсант».
Основная проблема «Силмаша» — слишком маленький рынок сбыта ГТБМ в РФ: в
программе модернизации преимущественно будут обновлять паросиловое
оборудование, а наиболее крупные потенциальные заказчики турбин — «Интер РАО» и
ГЭХ — предпочтут покупать их у своих СП с GE и Siemens, отмечает «Коммерсант».
Сейчас, по информации газеты, в правительстве прорабатывается альтернативный
вариант для «Силмаша» — строительство новой газовой ТЭС на 1,4 ГВт.
«Силмаш» предлагал построить ТЭС для замещения убыточной угольной
Новочеркасской ГРЭС ГЭХ.
В Минпромторге, «Интер РАО», «Силмаше» и аппарате Дмитрия Козака от
комментариев отказались. В Минэнерго, Минэкономики, ГЭХ на запрос “Ъ” не
ответили.
Старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий
Мельников отмечает, что создание ГТБМ с нуля — очень сложный путь с
труднопрогнозируемым результатом, предыдущий такой проект с турбинами ГТД-110
Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК «Ростеха») окончился
неудачей, поэтому сомнения генкомпаний понятны. Вместе с тем направлять
совместную работу с иностранными машиностроителями в русло локализации —
правильная идея, которая может позволить со временем создать в России
конструкторскую школу, поставщиков качественных компонентов, глубокий
инжиниринг и сервис, пишет «Коммерсант».