Власти обсуждают возможность снижения объемов строительства в рамках второго этапа расширения БАМа и Транссиба с их переносом на более поздний срок. В частности, предлагается заметно сократить мероприятия на БАМе, в том числе электрификацию линий Волочаевка—Комсомольск и Комсомольск—Ванино. Это приведет к снижению планового грузопотока на Ванино-Совгаванский узел. В качестве альтернативы угольщикам предлагается переключиться на новый погранпереход Нижнеленинское—Тунцзян. Однако они скептически оценивают перспективы сбыта на направлении, где даже не готова инфраструктура.
МОСКВА, 12 декабря (BigpowerNews) По информации газеты «Коммерсант»,
строительство второй очереди БАМа и Транссиба может быть серьезно пересмотрено.
В частности, за горизонт 2024 года (когда по плану вторая очередь должна быть
завершена с достижением 180 млн тонн провозной способности) должны перейти
88 объектов, сообщает газета.
В результате провозная способность на ряде ключевых участков существенно
упадет относительно плана, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные
Минтранса. Рост пропускной способности на конец 2024 года относительно
плановой на БАМе запланирован только на участках Известковая—Биробиджан и
Биробиджан—Волочаевка.
Между тем в ОАО РЖД заверили, что целевой показатель второго этапа
расширения Восточного полигона, заложенный в план развития магистральной
инфраструктуры — провозная способность в объеме 180 млн тонн в восточном
направлении,— безусловно, будет достигнут в 2024 году, заверили в ОАО РЖД,
пишет «Коммерсант». Но источник газеты, знакомый с планами монополии,
рассказывает, что компании «поручено проработать возможную оптимизацию»
параметров второго и третьего этапа развития Восточного полигона для снижения
дефицита финансирования.
«Речь идет о том, чтобы сосредоточить усилия на первоочередных мероприятиях,
которые непосредственно влияют на пропускные и провозные способности
инфраструктуры, а строительство ряда объектов может быть перенесено на более
поздние сроки»,— поясняет он.
По итогам совещания 8 декабря ОАО РЖД необходимо в контакте с
представителями органов власти проработать подходы к оптимизации, говорит
собеседник издания.
Как сообщалось ранее, ряд мероприятий второго этапа собираются сдвинуть на
третий. Последний сейчас предполагает ограниченный спектр работ под вывоз
17 млн тонн грузов «Эльгаугля» и общее увеличение провозной способности до
197 млн тонн к 2028 году. Но параллельно рассматривается еще один комплекс
мероприятий стоимостью порядка 800 млрд рублей с достижением провозной
способности в 210 млн тонн, куда со второго этапа перенесут объекты,
которые прямо не влияют на достижение планки в 180 млн тонн, в том числе
электрификацию линий Волочаевка—Комсомольск и Комсомольск—Ванино.
Собеседники «Коммерсанта» среди потребителей ОАО РЖД рассказывают, что
угольщикам, которые отгружают продукцию на Ванино-Совгаванский узел, предложено
вместо портов везти уголь на новый погранпереход с Китаем Нижнеленинское
(ЕАО)—Тунцзян (провинция Хэйлунцзян). Поручение ОАО РЖД проработать с
грузоотправителями вопрос переориентации грузопотоков из Ванино на
Нижнеленинское—Тунцзян и порты Приморского края содержится в протоколе
совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 14 ноября, утверждает
газета
Железнодорожное движение по мосту Нижнеленинское—Тунцзян было открыто в
ноябре. Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев сообщал, что на
первом этапе планируемый грузооборот составит 5,2 млн тонн в год,
впоследствии — 20 млн тонн. Однако сейчас, уточнял чиновник, в пункте
пропуска Нижнеленинское отсутствует инфраструктура для приемки и оформления
грузов.
Собеседники «Коммерсанта» в угольной отрасли также утверждают, что там
«голое поле», но говорят, что проблема куда шире: даже в далекой перспективе
рынка для энергетического угля в районах КНР, прилегающих к погранпереходу,
нет.