«Ситроникс» завершила пилотное создание электрозарядной инфраструктуры в Москве и планирует поставки в другие регионы. Пока решения предоставляются в партнерстве с дочерней структурой «Ростеха», но в «Ситроникс» хотят создать полный цикл производства заправочных станций и занять 30% рынка в ближайшие годы, отмечая фактическое отсутствие конкуренции. Однако сам по себе парк электромобилей в России растет медленно, и эксперты скептически относятся к его перспективам.
МОСКВА, 19 мая (BigpowerNews) Президент «Ситроникс» (входит в АФК
«Система» предпринимателя Владимира Евтушенкова) Николай Пожидаев рассказал
«Коммерсанту», что компания выходит на рынок электрозарядной инфраструктуры. В
Москве уже работают в пилотном режиме 12 экспресс-зарядок от «Ситроникс». В
перспективе компания планирует выйти с зарядными станциями в регионы, не
уточняя детали. Источник газеты, знакомый с планами компании, говорит, что речь
идет о Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. За три-четыре года «Ситроникс»
рассчитывает занять до 30% российского рынка электрозарядной инфраструктуры,
объем продаж на котором, по оценкам компании, составляет несколько десятков
миллиардов рублей.
Сегодня в России работает около 450 станций, но «крупных, развернутых сетей
электрозаправок в стране еще никто не сделал это достаточно открытый новый
рынок», подчеркивает Пожидаев.
Сейчас зарядные станции разрабатываются в партнерстве с АО «Концерн
Радиоэлектронные технологии» (входит в «Ростех»), но «в перспективе»
«Ситроникс» планирует создать полный цикл производства, утверждает Николай
Пожидаев, пиште «Коммерсант». Исходные инвестиции в разработку и «железо», по
его словам, составили до 200 млн рублей. «Основные инвестиции в таких проектах
направлены на обеспечение инфраструктуры: зарядную станцию нужно подключить,
проложить в городе провода. Размер инвестиций в это зависит от конкретного
региона: в Москве, например, затраты составят несколько миллиардов рублей»,-
поясняют в «Ситроникс».
«Рынок» зарядных станций в России фактически отсутствует, считает
заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и
коммунального хозяйства KPMG в России и СНГ Сергей Роженко. По его словам,
которые приводит газета, реально действующие зарядки есть только в городских
автобусных парках, бесплатные зарядные станции встречаются у некоторых ТРЦ или
бизнес-центров.
В остальных случаях с учетом минимального количества электромобилей в стране
каждый владелец решает вопрос зарядки индивидуально, а ожидания участников
рынка в части массового развития зарядок концентрируются на потенциале
таксопарков и каршерингов»,- считает эксперт.
В 2019 году было продано только 353 новых электромобиля и 3,3 тыс. штук с
пробегом, в 2020 году весь рынок электромобилей в России составил почти 6 тыс.
штук, из которых 5,3 тыс.- с пробегом, отмечает Дмитрий Бабанский из SBS
Consulting. Чуть меньше 10% продаж электромобилей в 2020 году пришлось на ПФО
(куда входит Нижний Новгород), а больше половины рынка занял Дальний Восток и
Сибирский ФО, но это практически все электромобили с пробегом, рассказывает
аналитик. По его мнению, в 2021 году ожидать изменения географической структуры
не стоит, а рынок электромобилей подрастет до 9−10 тыс. штук. По его мнению,
отмечает «Коммерсант», выбор Нижнего Новгорода «Ситроникс» может быть
обусловлен в том числе развитием проектов группы ГАЗ например, производства
«Газелей e-NN».
Развитие зарядной инфраструктуры зависит от рынка электромобилей, где
драйвером является поддержка государства, признает Николай Пожидаев. В рамках
новой программы развития электротранспорта к 2030 году планируется увеличить
долю электромобилей с 0,1% до 15% рынка в 2030 году. Бюджет программы до 2030
года 418 млрд рублей, из них 153,5 млрд рублей из бюджета и внебюджетных
фондов. Сейчас электрокары тестирует, например, «Почта России» на маршрутах
почтовой и курьерской доставки, рассказал советник гендиректора компании по
инновациям Станислав Чернин.
Однако реалистичность роста, о котором говорится в программе, вызывает
вопросы. Собеседники «Коммерсанта» на IT-рынке ожидают, что к 2030 году
электрокары займут лишь 2−3% рынка. При высокой стоимости, поясняют они, по
запасу хода и времени зарядки электромобили до сих пор отстают от автомобилей
на традиционном топливе.