Минэкономики сформировало первые параметры концепции развития электротранспорта в РФ до 2030 года общей стоимостью 418 млрд. рублей. Правительство заложило крайне оптимистичные цели по росту доли электромобилей с 0,1% до 15% рынка в 2030 году. Параллельно власти хотят ограничивать импорт, увеличивая утильсбор и требуя обязательной локализации батареи и мотора.
МОСКВА, 19 мая (BigpowerNews) Минэкономики сформировало первые параметры
концепции развития электротранспорта в РФ, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на
презентацию «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах»,
разработанной рабочей группой при министерстве. По данным газеты, до 2024 года
на развитие электротранспорта из федерального бюджета предполагается потратить
31,3 млрд. рублей. Общий бюджет программы до 2030 года — 418 млрд.
рублей, из них 153,5 млрд. рублей из бюджета и внебюджетных фондов.
Программу будет выполнять национальный консорциум, который возглавит КамАЗ
(другие автоконцерны в презентации не упоминаются, отмечает издание). КамАЗ в
декабре 2020 года представил экспериментальный образец легкового электромобиля
«Кама–1».
Сейчас рынок электромобилей в РФ почти отсутствует (их продажи составили
0,1% от общих в 2020 году). Но чиновники планируют, что уже в 2022 году доля
приобретаемого в РФ электротранспорта составит 1,7% от рынка в 1,8 млн.
машин, к 2030 году — 15% (при рынке в 2,5 млн. штук), а общий парк
электромобилей достигнет 1,5 млн. штук. Владимир Беспалов из «ВТБ
Капитала» допускает достижение этих целей при условии роста экономики и
реальных доходов населения. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting уточняет, что
планы соответствуют ретроспективным данным по развитым странам ЕС, пишет
«Коммерсант».
Пилотными регионами, помимо Москвы и Санкт–Петербурга, станут Севастополь и
Сочи (как города–курорты с потенциалом развития «электрокаршеринга»),
Калининград (как город «с высокой концентрацией производства транспортных
средств и компонентной базы») и Казань (в рамках развития трассы М12). В них
будут разработаны программы развития инфраструктуры, предполагается ввести
«нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг».
Для электромобилей до 2024 года, по планам Минэкономики, нужно более
20 тыс. зарядных станций, на что потребуется 37,7 млрд. рублей, из
которых 40% из федерального бюджета (13 млрд. рублей), 10% — из средств
регионов (3,2 млрд. рублей). Инфраструктура будет создаваться из расчета
минимум одна станция на десять электромобилей (в населенных пунктах) или на
100 км (для федеральных автодорог). Число зарядных станций к 2030 году
вырастет до 150 тыс. штук.
Хотя пока в РФ даже потенциально только один производитель электромобилей,
власти собираются ограничивать импорт, отмечает «Коммерсант». Предполагается
ежегодный дополнительный рост утильсбора на них с 2024 года (конкретный размер
не обозначен). Чтобы его избежать, по данным газеты, автоконцернам, как и в
случае с обычными машинами, нужно заниматься локализацией. К 2027 году должны
быть обязательно локализованы батарея и электродвигатель. Это противоречит
нынешней системе подсчета локализации: она не предполагает навязывание
обязательных операций.
В КамАЗе считают, что для развития электромобилей «очевидна необходимость
поддержки от правительства РФ», а «софинансирование со стороны государства
может иметь значительный эффект для экономики РФ». «Опыт внедрения электробусов
в Москве показал, что страна готова к переходу на низкоуглеродный транспорт»,—
полагают в компании, и КамАЗ видит в себе «определенный задел и опыт, чтобы
стать лидером в национальной легковой электромобильности, разработать и освоить
российский электромобиль». Часть идей, реализованных при проработке концепции
электромобиля «Кама–1», ляжет в основу российского семейства электромобилей,
говорят в концерне. Запуск серийного производства намечен «примерно на 2024
год», пишет «Коммерсант».