МОСКВА, 3 апреля (BigpowerNews) – Минэнерго опубликовало
проект
федерального закона по укреплению платежной дисциплины потребителей
энергоресурсов.
Разработать этот документ министерству энергетики было поручению по
итогам прошедшего 10 июля прошлого года заседания комиссии при президенте РФ
Владимире Путине по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической
безопасности.
В числе основных новаций, предлагаемых законопроектом, установление твердого
размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по
своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической
энергии). «Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для
потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче)
надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие
покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства,
т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых
и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам
зачастую снижается судами», говорится в пояснительной записке к
законопроекту.
Размер этой неустойки предлагается установить в 1/170 ставки
рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%)
Такое значение штрафа «существенно сократит мотивацию к несвоевременной
оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для
потребителей», считают в Минэнерго.
Анализ кредитных предложений по г. Москве и Московской области
свидетельствует, говорят в министерстве, что ставки краткосрочных кредитов (1−3
месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14% до
32%, для юридических лиц – от 12,5% до 28%.
Например, отмечают в Минэнерго, «ставка краткосрочного кредита для
физических лиц в Сбербанке России установлена на уровне 16,9% (для держателей
карт – 13,9%), в Альфа-банке – 20,99% (16, 99% для держателей
карт)».
По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в
настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от
ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый банковский день просрочки платежа (что
в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1%).
То есть сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в
размере 18,1 % годовых, напоминают в Минэнерго.
Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс РФ, повышающие
неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.
Кроме того законопроектом предлагается разрешать подключать новых
субабонентов только при условии обеспечения абонентом технической возможности
введения раздельного ограничения режима потребления собственных
энергопринимающих устройств и присоединяемых устройств. «Эта мера поможет
улучшить платежную дисциплину за счет расширения возможности введения
ограничений в отношении должников», считают разработчики документ.
Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных
на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима
потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим,
социальным последствиям («неотключаемые» потребители). Предполагается
необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами
исполнительной власти субъектов РФ с соответствующим гарантированием исполнения
этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических
ресурсов.
Также вносятся уточнения в положения Кодекса РФ об административных
правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям
инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных
энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию
правонарушений.
В НП ГП и ЭСК ставят под сомнение эффективность предполагаемых
законопроектом мер, поскольку «в ходе согласования проекта закона с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и структурными
подразделениями Минэнерго России из него были исключены важнейшие положения». В
частности говорят в партнерстве, «в итоговый документ не вошли даже те
изменения, которые были предложены Министром энергетики РФ Александром
Новаком на заседании президентской комиссии, состоявшемся 13 февраля 2013
г», а именно:
установление административной ответственности потребителей и субъектов
электроэнергетики за нарушение порядка и режима ограничения потребления
электроэнергии (новая статья 9.22 КоАП РФ);
установление требований в части оплаты энергоресурсов по концессионным
соглашениям, заключаемым в отношении объектов коммунальной инфраструктуры
(изменения в ст.ст. 8, 10, 14 Федерального закона «О концессионных
соглашениях»);
установление обязанности собственников имущества, используемого унитарным
предприятием, принимать меры по погашению задолженности МУП/ГУП за
энергетические ресурсы, в случае принятия решения об изъятии из ведения
унитарного предприятия имущества, которое приводит к невозможности дальнейшего
осуществления МУП/ГУП хозяйственной деятельности и, как следствие, к
невозможности погашения им задолженности за энергетические ресурсы (изменения в
ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях»).
По мнению НП ГП и ЭСК, «для решения проблемы неплатежей и обеспечения
нормального функционирования электроэнергетики необходимо включить в
законопроект эти изменения, иначе постоянный рост кредиторской задолженности на
оптовом и розничных рынках электроэнергии неизбежен».