На Главную

Расширенный поиск

НовостиКомментарииBigpower DailyЭнергорынокИнструментыМой BigPower
Вход Регистрация
 
28 апреля 2011, 18:07
Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF

Опубликован доклад C. Шматко на Всероссийском совещании по итогам прохождения ОЗП 2010−2011 гг и задачах по подготовке к ОЗП 2011−2012 гг.

ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ
Файл (zip, 7.35 Мб)
Презентация к докладу Министра энергетики РФ Сергея Шматко на Всероссийском совещании "Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2010-2011 годов и задачах по подготовке к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов"

МОСКВА, 28 апреля (BigpowerNews) – Опубликован Доклад Министра энергетики РФ Сергея Шматко на Всероссийском совещании «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2010−2011 годов и задачах по подготовке к осенне-зимнему периоду 2011−2012 годов» (21 апреля 2011 г).

Добрый день уважаемые коллеги!

Разрешите мне от лица Министерства энергетики поприветствовать всех участников совещания!

Перед своим выступлением хочу сказать, что в целом электроэнергетика успешно прошла осенне-зимний период и энергетики обеспечили надежное энергоснабжение потребителей. Разрешите мне поблагодарить всех собравшихся, за тот огромный труд, который Вы проделали для достижения такого результата.

Слайд 2. «Итоги ОЗП 2010−2011»

Характерной особенностью прошедшего ОЗП стало восстановление спроса на электроэнергию и мощность и возобновление роста их потребления.

В целом за 6 месяцев ОЗП потребление электроэнергии превысило уровень прошлого года на 1,6% при том, что среднемесячная температура была выше прошлогодней. Это означает, что в случае одинакового температурного фона, рост потребления электроэнергии был бы еще выше.

Слайд 3. «Установление новых исторических максимумов нагрузки в ОЗП 2010−2011»

Главным свидетельством восстановившегося спроса стало то, что в прошедший ОЗП сразу 7 региональных энергетических систем – Ленинградская, Белгородская, Дагестанская, Калужская, Калининградская, Тывинская и Ингушская, а также объединенная энергосистема (ОЭС) Сибири установили новые исторические максимумы потребления мощности.

В целом по энергосистеме потребление мощности было одним из самых высоких за последние 10 лет, незначительно уступая только прошлогодней суровой зиме и ОЗП 2007−2008 годов.

Слайд 4. «Условия прохождения максимума в ОЗП 2010−2011 гг.»

При этом энергосистема устойчиво проходила период максимума энергетических нагрузок, что обеспечивалось надежной работой электростанций и сетей, корректным планированием и ведением режима.

ЕЭС в целом и все объединенные энергосистемы располагали необходимыми мощностями, которые обеспечивали электроснабжение всех потребителей с учетом необходимых запасов рабочей мощности.

В этом году за счет ввода новых крупных объектов и восстановления части генерации Саяно-Шушенской ГЭС в целом по ЕЭС они незначительно выросли относительно предыдущей зимы и составили 19,6%, но в то же время снизились в энергосистемах Центра, Средней Волги и Урала за счет роста потребления, аварийных и неплановых отключений оборудования.

Слайд 5. «Аномальные условия энергоснабжения в 2010−2011»

Осенне-зимний период 2010−2011 года подверг электроэнергетическую инфраструктур серьезному испытанию аномальными погодными явлениями.

Как вы помните летом прошлого года масштабные пожары, которые беспрецедентно долго держались в центре Европейской части страны и в Поволжье, поставили под угрозу стабильное функционирование инфраструктуры электроэнергетики.

В период летних аномально высоких температур были приняты исчерпывающие меры для обеспечения надежной работы ЕЭС России. Столкнувшись с погодной аномалией, энергетики не допустили серьезных системных аварий.

Ледяной дождь, охвативший центральные регионы России, и больше всего – Московскую область, привел к отключениям электричества у почти 470 тысяч человек в более чем 5 584 населенных пунктах. Продолжительность ледяного дождя в Московском регионе в декабре 2010 года превысила среднемесячную норму для худших климатических условий в 4−7 раз. Массовое падение деревьев на конструкции линий электропередач и провода привело к серьезным разрушениям. Масштаб аварий кратно превысил возможности собственных аварийных служб компаний.

Справочно

В целях недопущения продолжительных массовых отключений в будущем Правительством приняты меры по :

— расширению просек воздушных линий электропередачи 35−220 кВ;

— усилению резервного энергоснабжения, оснащению автономными источниками питания аэропортов, других социально значимых объектов (водозаборные узлы, канализационно-насосные станции, больницы и др.)

— повышению ледоустойчивости и ветроустойчивости линий электропередач;

— созданию мобильного аварийно-восстановительного резерва специальной техники.

Вместе с тем, со всей очевидностью в таких аномальных условиях проявились и структурные недостатки системы энергоснабжения, сложившейся исторически в нашей стране. Наша система энергоснабжения чрезмерно централизована. Линии электропередачи иногда тянутся на много десятков километров, а потребляет электроэнергию всего несколько семей или небольшая ферма. Необходимо уделять больше внимания развитию малой распределенной энергетики.

Также необходимо принять меры по укрупнению большого числа мелких территориальных сетевых компаний в регионах

Тем не менее, несмотря на системный характер аварии, удалось удержать режим, а именно нормальные уровни частоты и напряжения, в Московской энергосистеме.

Слайд 6. «Необходимость использования гидрометеорологической информации при прохождении ОЗП»

Функционирование энергетической отрасли, являющейся ключевой отраслью экономики страны, существенно зависит от гидрометеорологических условий. Как уже было отмечено – одной из угроз объектам электроэнергетики являются ситуации сильных гололедных отложений на линиях электропередач. Сочетание быстрого нарастания гололедно-изморозевых отложений на проводах с сильным порывистым ветром повышает вероятность обрывов линий электропередач. Также в последнее время на территории России наблюдается целый ряд редких погодных аномалий, что отчасти связано с климатическими изменениями и имеются основания ожидать повышения повторяемости и интенсивности гололедных явлений из-за наблюдающихся изменений климата.

В связи с этим для повышения гидрометеорологической безопасности линий электропередач важным является заблаговременный прогноз и учет совокупных гололедно-ветровых нагрузок на линии электропередач. Сейчас Минэнерго совместно с Росгидрометом планирует к реализации научно-исследовательскую работу по «разработке методики и созданию опытной технологии подготовки краткосрочных прогнозов повышенных гололедно-ветровых нагрузок на линии электропередач»

Слайд 7. «Основные показатели топливообеспечения электроэнергетики в 2010 году»

Что касается основных показателей топливообеспечения электроэнергетики в 2010−2011 годах. Можно сказать следующее: поставки топлива в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличены: газа — на 7,8 %, угля — на 10,6 % и мазута — на 1,8%, что обусловлено ростом электропотребления и увеличением загрузки ТЭС.

Фактические запасы как угля, так и мазута значительно превышают утвержденные Минэнерго России нормативы. Особенно по состоянию на 1 апреля, на выходе из ОЗП, когда риски недостаточности запасов топлива снижены. Так на 1 апреля 2011 года запасы по отношению к нормативам составили: по углю – 197,4%, по мазуту – 158,4%.

Значительное превышение фактических запасов топлива над нормативами сказывается на экономике энергокомпаний в части изъятия из оборота финансовых средств в процессе топливообеспечения, являющейся основной составляющей себестоимости производства электрической и тепловой энергии.

При этом, несмотря на превышение фактических запасов в целом по отрасли в период ОЗП отдельными электростанциями допускалось невыполнение фактического норматива. Более подробно об этом прошу доложить Игоря Степановича Кожуховского.

Хочу подчеркнуть, что подобная практика является недопустимой для всех энергокомпаний и будет тщательнейшим образом расследована.

Слайд 8. «Существующие проблемы топливообеспечения»

При общих положительных результатах процесса топливообеспечения ОЗП 2010−2011 годов имел место ряд проблем, которые в отдельные дни требовали оперативного вмешательства с целью недопущения их развития. Одной из таких проблем, которая проявилась уже в ходе подготовки к ОЗП было осложнение в процессе перевозки угля на электростанции. Обеспечение подвижным составом, в соответствии с договорами в июле-октябре 2010 года, составило 62−70%. И это в период активной подготовки к ОЗП. В ходе ОЗП только своевременное принятие Минэнерго России оперативных мер позволило обеспечить поставки угля.

В условиях реформирования ОАО « РЖД» несогласованность работы компаний-перевозчиков и других служб, которые занимаются работой на пристанционных путях, нарушала ритмичность поступления угля на электростанции. В ряде случаев это приводило к снижению запасов угля в отдельные дни ниже нормативов. Вызывало проблему предоставление независимыми перевозчиками услуг по транспортировке угля по существенно завышенным ценам.

Другой проблемой, которая сказывалась на ритмичности поставок угля на электростанции являлся дефицит угля кузнецкого месторождения марок Т и СС. Дефицит угля этих марок остался и в 2011 году, суммарный объем – 1,2 млн. тонн.

В 2010−2011 годах имело место, в частности на Южно-Кузбасской ГРЭС, использование непроектного угля без квалифицированного анализа и организации опытного сжигания в достаточных объемах. Такие действия привели к нарушению надежности работы электростанции в период с 31 декабря 2010 года по 2 января 2011 года.

Слайд 9. «Существующие проблемы топливообеспечения — ограничение поставок газа в феврале 2011 г.»

В феврале 2011 года существенное влияние на топливообеспечение Европейской части и Урала явилось ограничение поставок газа в период резкого понижения температуры наружного воздуха. Это вызвало необходимость значительного увеличения сжигания большинством электростанций в этой зоне мазута. Объем которого составил около 800 тыс. тонн и угля объемом 408 тыс.тонн.

Электростанциями были выполнены предписания ОАО «Газпром» по снижению потребления газа и перехода на резервные виды топлива. Наличие достаточных его запасов позволило пройти этот период организованно и без проблем для потребителей.

В этот период цена на электроэнергию на рынке РВС выросла на 17,8 коп/кВт*ч или на 18,5%.

Учитывая вышесказанное ОАО «Газпром» необходимо предусмотреть в своей инвестиционной программе принятие мер по предотвращению сокращения поставок газа на электростанции в осенне-зимний период.

Слайд 10. «Существующие проблемы топливообеспечения — рост цен на уголь в 2009−2011 годы.»

В 1 квартале 2011 года и на 2011 год в целом при заключении договоров основные поставщики угля ОАО «Кузбассразрезуголь» и ОАО «СУЭК» в значительной степени подняли цены на поставляемый уголь. В сочетании с ростом транспортной составляющей это привело к увеличению цены угля.

В частности, на Каширской ГРЭС на 40,1%, на Черепетской ГРЭС на 62,7% (поставщик ОАО «Кузбассразрезуголь»). На Харанорской ГРЭС на 31,1% и на Гусиноозерской ГРЭС на 18,8% — поставщик ОАО «СУЭК», при этом транспортная составляющая выросла на 47,2%. Имеет место завышенная цена поставки угля и по другим энергокомпаниям. В частности по ОАО «ТГК-5» ЗАО «КЭС».

Энергокомпаниям при заключении договоров необходимо принять меры по снижению цен на приобретаемый уголь. В ряде случаев нужно обратиться в ФАС России.

Слайд 11. «Меры, необходимые для надежного топливообеспечения электростанций отрасли в 2011−2012 годы»

Далее в сочетании с мерами, о которых сказано ранее для обеспечения надежного снабжения топливом при подготовке и входе в ОЗП 2011−2012 годов, должны быть приняты следующие меры:

1. В связи с реформированием Российских железных дорог необходимо:

  • Внести изменения в «Устав железнодорожного транспорта РФ», предусматривающие переход от заявочных к договорным отношениям и заключение трехсторонних договоров: потребитель-поставщик-перевозчик.
  • Актуализировать прейскурант 10−01, устанавливающий регулируемые тарифы на перевозку угля.
  • Осуществлять учет при госрегулировании нового порядка оплаты перевозок угля на основе свободных цен на услуги перевозчиков.

2. Приоритетное обеспечение электростанций ресурсами экспортно-зависимых кузнецких углей марок Т и СС в необходимых объемах.

3. Для предотвращения проблем с топливообеспечением, связанных с неплатежами муниципальных образований и их большой задолженностью за поставленную энергию, решить вопрос финансирования поставок топлива на электростанции ОАО «Тверские коммунальные системы» ОАО «ТГК-2» и ОАО «Калининградская генерирующая компания» ОАО «Холдинг МРСК».

Слайд 12. «Выполнение годового плана капитальных и средних ремонтов на 31.12.2010 г. и планы на 2011 год»

По причине аномально высоких температур и пожаров летом 2010 года были скорректированы сроки выполнения ремонтных программ — из-за высокой степени угрозы отключения подстанций и высоковольтных линий были перенесены сроки ремонта трансформаторов и запрещен вывод в ремонт ВЛ 110 кВ и выше на пожароопасный период, что привело к вынужденному переносу сроков их ремонта на сентябрь-октябрь 2010 года.

Фактическое количество ремонтов 2010 года на ЛЭП более чем на 49% превысило количество плановых ремонтов за счет неплановых, неотложных и аварийных ремонтных работ.

Однако, несмотря на тяжелые условия подготовки к прохождению ОЗП, ремонтная кампания прошла без существенных отклонений от запланированных объемов.

Фактические объемы ремонтных работ на электросетевом оборудовании в сентябре-ноябре 2010 года на 10−30% превышали плановые.

Справочно:

По состоянию на 31.12.2010 г. в капитальном и среднем ремонте находилось:

■ Турбоагрегаты (гидроагрегаты) – 1 591,8 МВт (2,2 % от годового плана), в том числе:

■ в капитальном ремонте – 1 456,8 МВт (3,85 % от годового плана);

■ в среднем ремонте – 135 МВт (0,54 % от годового плана).

■ Энергетические котлы – 2 390 т/ч (1,29 % от годового плана), в том числе:

■ в капитальном ремонте – 1 970 т/ч (1,96 % от годового плана);

■ в среднем ремонте – 420 т/ч (0,62 % от годового плана).

Слайд 13. «Выездные мероприятия»

Минэнерго России также осуществляет активную деятельность в части организации контроля за функционированием субъектов электроэнергетики.

Выездные мероприятия в рамках системы выездных проверок проводятся по двум основным направлениям:

— Выездные проверки хода исполнения субъектами электроэнергетики инвестиционных проектов объектов ТЭС, ГЭС и электрических сетей.

— Выездные проверки хода ремонтных кампаний на объектах электроэнергетики, включая ТЭС, ГЭС и электрические сети.

В течение 2010 года при экспертном участии ЗАО «Техническая инспекция ЕЭС» проведено 11 проверок выполнения инвестиционных проектов и 25 проверок хода ремонтных кампаний субъектов электроэнергетики.

В ходе проведенных мероприятий осуществлялась проверка следующих видов деятельности:

Выполнение ремонтных программ и технического состояния объектов и оборудования:

ü Соответствие технического состояния и ремонта объектов электроэнергетики и их оборудования требованиям НТД.

ü Оценка физического износа основных фондов и остаточного технического ресурса оборудования, объемов ремонтных работ.

ü Обоснование и использование затрат на ремонты.

ü Проверка достоверности представляемой субъектами электроэнергетики информации о выполнении программ технического обслуживания и ремонта.

Исполнение инвестиционных программ и проектов

ü Оценка соблюдения поставщиками мощности сроков ввода генерирующих объектов, в том числе: Подтверждение фактических (плановых) объемов строительно-монтажных и пусконаладочных работ, перечня оборудования и материалов по генерирующим объектам в соответствии с «Правилами определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 №238.

ü Проверка достоверности представляемой субъектами электроэнергетики информации о выполнении инвестиционных программ, технического перевооружения и реконструкции объектов генерирующих и электросетевых компаний.

Слайд 14 «Регионы высоких рисков»

Минэнерго приказом от 21.10.2010 № 510 определило перечень регионов с высокими рисками ввода ограничений потребления в ОЗП 2010−2011 и перечень мер, позволяющих снизить эти риски.

Во всех регионах к введению ограничений потребления мог привести выход из строя одного из элементов энергосистемы (линии электропередачи или генератора).

Напомню, что в ОЗП 2009−2010 РВРов было 5, в этом ОЗП их стало 6. Благодаря восстановлению трех гидроагрегатов на Саяно-Шушенской ГЭС и строительству линий электропередачи, регионы Хакасии были исключены из списка регионов высоких рисков. Но при этом в список добавлены энергосистемы Дагестана и Нижегородской области.

Справочно:

В список РВР вошли:

– Кубанская энергосистема (Новороссийский и Сочинский энергорайоны);

– Нижегородская энергосистема (Семеново-Борский энергоузел;

– Тюменская энергосистема (Северный, Ноябрьский, Когалымский, Нефтеюганский, Нижневартовский энергорайоны);

– Сахалинская энергосистема;

– Дагестанская энергосистема;

– Приморская энергосистема.

Основным фактором отнесения к регионам с высокими рисками является вероятность введения ограничений при выходе из строя одного из элементов энергосистемы (линии электропередачи или генератора).

Субъектам электроэнергетики были рекомендованы к выполнению мероприятия по снижению рисков нарушения электроснабжения. Они включали как краткосрочные меры, выполнение которых было рассчитано на ОЗП, так и перспективные, срок выполнения которых распространяется за пределы прошедшей зимы.

В целом можно констатировать успешное прохождение регионами осеннее-зимнего периода 2010−2011 года и выполнение энергокомпаниями основной части режимных мероприятий.

Слайд 15. «Выводы»

Подводя итоги осеннее-зимнего периода можно констатировать, что несмотря на трудности, возникшие в период подготовки к ОЗП 2010−2011 годов, энергетики не допустили крупных системных аварий. Хочу всех поблагодарить за проделанную большую работу!

А ликвидация нарушений энергоснабжения потребителей в прошедший ОЗП показала слаженность, оперативность и скоординированность действий энергокомпаний, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей на местах по устранению их последствий.

Тем не менее, сейчас начинается длительная работа по совершенствованию ЕЭС России, снижения аварийности в весеннее-летней период энергоснабжения и подготовке к следующему осеннее-зимнему периоду. Поэтому из основных задач, стоящих перед отраслью я хотел бы обозначить следующие.

Энергокомпании прошу:

1. Обеспечить подготовку к отопительному сезону 2011−2012 годов в соответствии с утвержденными планами, включая выполнение в полном объеме ремонтных и инвестиционных программ энергокомпаний, накопление установленных нормативных запасов топлива, а также надежное топливообеспечение энергопредприятий.

2. Обеспечить надежное и безаварийное прохождение паводка 2011 года.

3. Обеспечить надежное и безаварийное прохождение летнего пожароопасного периода 2011 года.

4. Обеспечить неукоснительное выполнение разработанных по результатам расследования аварий мероприятий, направленных на предотвращение массового нарушения энергоснабжения потребителей при возникновении, а также готовность компаний к их ликвидации.

Министерство энергетики Российской Федерации прошу

1. Обеспечить разработку плана первоочередных мероприятий по подготовке к прохождению отопительного сезона 2011−2012 годов и контроль за его реализацией.

2. Организовать определение регионов с высоким риском нарушения энергоснабжения в период отопительного сезона 2011−2012 годов, и разработку и утверждение перечня мероприятий по снижению этих рисков.

3. Обеспечить разработку нового Положения об оценке готовности к работе в отопительный период субъектов электроэнергетики и организовать проверку готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2011−2012 годов в соответствии с требованиями нового положения.

4. Обеспечить контроль за подготовкой и прохождением субъектами электроэнергетики опасных периодов (паводок, пожароопасный период, аномальные погодные явления и др.) и координацию действий заинтересованных органов власти и организаций при ликвидации их последствий.

5. Продолжить работу по организации информационного обмена об авариях и взаимодействия по предотвращению и ликвидации их последствий с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

6. Обеспечить усиление координации действий региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, в том числе внесение изменение в Постановление Правительства от 16.02.2008 № 86.

Слайд 16. «Инвестиционная и инновационная деятельность в ТЭК»

Следующей частью моего доклада является инвестиционная и инновационная деятельность в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

Хочу отметить, что объем инвестиций в модернизационные и инновационные проекты только компаний с государственным участием в 2011 году составит более 807 млрд. рублей.

Слайд 17. «Инвестиции в электроэнергетику»

Исполнение инвестиционных программ за 2010 год государственными энергетическими компаниями составило 542 млрд. рублей – 94% от плана годовой программы.

Наиболее низкие показатели исполнения инвестиционной программы среди госкомпаний зафиксированы по ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» — 77,5% и ОАО «ОГК-1» – 68,8%.

Объем согласованных и утвержденных инвестиционных программ государственных энергетических компаний на 2011 год составляет 807 млрд. руб., что на 49% больше объема 2010 года (542 млрд. руб.)

Слайд 18. «Вводы генерирующих мощностей и сетевого оборудования в 2010 году и планы вводов на 2011 год»

В 2010 году совокупно по субъектам электроэнергетики было введено 3 257,3 МВт генерирующих мощностей, в том числе 886 МВт – по ДПМ.

Наиболее крупные вводы объектов 2010 года:

• Ростовская АЭС (ОАО «Концерн Росэнергоатом») – 1 000 МВт;

• Калининградская ТЭЦ-2 (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») – 450 МВт;

• Шатурская ГРЭС (ОАО «ОГК-4») – 393 МВт;

• Первомайская ТЭЦ-14, бл.1, ПГУ (ОАО «ТГК-1») – 190 МВт;

• Воронежская ТЭЦ-2, ПГУ (ОАО «ТГК-4») – 115 МВт;

• Рязанская ГРЭС (ГРЭС-24), бл.7, ПГУ — 110 МВт.

Основными объектами ДПМ, по которым ввод мощности был перенесен на 2011 год, являются Южная ТЭЦ-22 (450 МВт), Яйвинская ГРЭС (422,3 МВт), ТЭЦ-26 (420 МВт), Краснодарская ТЭЦ (410 МВт), Невинномысская ГРЭС (400 МВт), Среднеуральская ГРЭС (400 МВт).

По сравнению с 2009 годом ввод трансформаторных мощностей в 2010 году увеличился на 18% и составил 19 271 МВА (98% от плана на год), из них:

• на объектах ОАО «ФСК ЕЭС» введено 10 416 МВА;

• на объектах ОАО «Холдинг МРСК» введено 8 726 МВА.

Инвестиционными программами энергетических компаний в 2011 году предусмотрен ввод 39 296 МВА трансформаторных мощностей.

По сравнению с 2009 годом ввод линий электропередач в 2010 году увеличился на 55% и составил 19 078 км (111% от плана на год), из них:

• на объектах ОАО «ФСК ЕЭС» введено 2 187 км;

• на объектах ОАО «Холдинг МРСК» введено 16 469 км;

Инвестиционными программами энергетических компаний в 2011 году предусмотрен ввод 21 320 км линий электропередач.

Слайд 19. «Основные вводы сетевого оборудования в 2010 – 1 кв. 2011 г. Новые вводы линий электропередачи»

Из основных вводов сетевого оборудования стоит отметить ввод новой подстанции «Красноармейская» 500 кВ для повышение надежности электроснабжения потребителей Самарского энергоузла, подстанции «Невинномысск» 500 кВ для выдачи мощности Ростовской АЭС и подстанции «Кубанская» 500 кВ для обеспечения надежности электроснабжения потребителей Краснодарского края.

Из основных вводов ЛЭП ВЛ 500 кВ «Ростовская АЭС – Невинномысск», протяженностью 400 км и ВЛ 500 кВ «Тихорецкая — Кубанская», протяженностью 297 км.

Слайд 20. «Сбалансированность схемных решений»

В настоящее время в Правительство Российской Федерации внесен проект распоряжения об утверждении корректировки Генеральной схемы размещений объектов электроэнергетики до 2030 г., одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 3 июня 2010 года.

Также ОАО «СО ЕЭС» проводится доработка Схемы и программы развития ЕЭС России на 2011−2017 годы с целью утверждения Минэнерго России в кратчайшие сроки.

С марта 2011 года Минэнерго России начало работу по рассмотрению и согласованию с заинтересованными сторонами инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на 2012−2014 годы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977.

Минэнерго России планирует утвердить инвестиционные программы (в т.ч. источники финансирования) государственных энергокомпаний, сетевых организаций с классом напряжения 200 кВ и выше, а также генерирующих компаний, предполагающих строительство новых объектов генерации мощностью свыше 50 МВт.

Слайд 21. «Целевые индикаторы развития энергетики до 2020 года»

На сегодняшний день перед отраслью остро стоит вопрос модернизации энергетического оборудования. Данная потребность обусловлена высоким уровнем износа основного оборудования, увеличением относительных потерь электроэнергии, снижением экономической эффективности функционирования электроэнергетики в России в целом.

Согласно Стратегии развития Электроэнергетики до 2030 года и программы модернизации электроэнергетики до 2030 года определены основные целевые параметры модернизации, такие как снижение КПД, уменьшение потерь, уменьшение удельного расхода топлива, уменьшение износа основных фондов оборудования и др. С целью улучшения указанных показателей выделены ключевые направления модернизации.

Преобладание тепловых электростанций в структуре генерирующих мощностей определяет необходимость их модернизации в следующих направлениях:

Слайд 22. «Основные направления модернизации и развития перспективных технологий генерирующего оборудования и электрических сетей»

Модернизация системы централизованного теплоснабжения, а именно:

— замена котельных на когенерацию;

— модернизация и реконструкция тепловых сетей.

Основные направления модернизации и развития перспективных технологий в теплоэнергетике:

• всемерное развитие когенерации и модернизация систем централизованного теплоснабжения в населенных пунктах;

• перевод ТЭС, использующих газ, на современные технологии;

• увеличение доли угольной генерации и перевод ее на чистые угольные технологии;

• опережающее развитие типового проектирования, отечественного энергомашиностроения и НИОКР;

• учет опыта эксплуатации действующих лучших отечественных парогенераторов в проектах новых энергоблоков.

Еще одним важнейшим направлением модернизации является модернизация электрических сетей, которая включает:

• модернизацию и реконструкцию сетевой инфраструктуры под новое расположение электростанций с преобладанием распределенной генерации, ускоренное развитие распределительных сетей;

• внедрение интеллектуальных сетей Smart Grids в ЕНЭС и распределительных сетях.

Основные направления модернизации и развития перспективных технологий электросетевого оборудования:

• переход на более высокие классы напряжения (с 6−10 кВ на 20−35 кВ);

• создание подстанций с дистанционным управлением и контролем без персонала;

• компактность, комплектность и высокая степень заводской готовности подстанционного оборудования;

• надежность подстанций при работе в экстремальных климатических условиях при t°C до – 50°С;

• применение высокоэффективного современного электротехнического оборудования

Слайд 23. «Государственная политика в области повышения энергетической эффективности»

В соответствии с известным указом Президента Российской Федерации (от 4 июня 2008 г. N 889), поставлена задача снизить энергоемкость валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007 — 2020 годах. Важный вклад в решение этой задачи должна внести принятая в конце прошлого года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446−р) Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», непосредственно за счет мероприятий которой энергоемкость ВВП должна быть снижена на 13,5 % (остальное снижение должно явиться результатом структурных сдвигов в экономике).

Слайд 24. «НИР — Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе России»

В 2010 году в Минэнерго России активно велась работа, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов энергетических компаний с государственным участим для финансирования программ НИОКР. В 2008−2009 гг. в среднем по отрасли доля затрат на НИОКР по отношению к выручке компаний составила около 0,2%. Плановые объемы НИОКР на 2011−2013 гг. по всем компаниям электроэнергетического сектора ТЭК были существенно увеличены.

В 2011 году среднее значение показателя 2,6%, в 2012 – 2,9%, в 2013 – 3,1%. Формируется серьезная финансовая база для инновационного развития отрасли.

В 2011 году по сравнению с 2010 г. в госкомпаниях электроэнергетического сектора ожидается 11−ти кратный рост затрат на НИОКР.

Слайд 25. «Утвержденные программы инновационного развития энергетических компаний»

В 2010 году начата также большая работа по формированию на единой методической основе программ инновационного развития энергетических компаний.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № Пр-307 в срок до 15 апреля 2011 г. были утверждены программы инновационного развития трех электроэнергетических компаний: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро» и ОАО «РАО ЭС Востока».

Слайд 26. «Технологические платформы в ТЭК»

Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был дан «старт» формированию технологических платформ в Российской Федерации, как инструменту, направленному на ускорение внедрения перспективных технологий, поиску новых форм финансирования новейших разработок, включая механизмы государственно-частного партнерства. Минэнерго России приняло активное участие в этом процессе, и на сегодняшний день в утвержденный Правительственной комиссией перечень вошло уже 4 технологических платформы в электроэнергетике.

В идеологии формирования технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России» нашла свое отражение новая система взглядов, определяющая требования к энергетике будущего:

В рамках технологической платформы «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» будут решаться задачи вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых энергетических ресурсов и создания в России производственной базы для создания необходимого для этого оборудования.

Технологическая платформа «Малая распределенная энергетика» направлена на обеспечение перехода российской энергетики от жестко централизованной системы с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию локальных форм развития энергетики.

Технологическая платформа «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности» направлена на достижение предельных уровней эффективности в традиционной энергетике путем вывода из эксплуатации старого и отсталого оборудования, и замены его перспективными решениями.

Слайд 27. «Основные итоги и выводы инвестиционной и инновационной деятельности и планы на 2011 год»

Подводя итоги инвестиционной и инновационной деятельности должен с сожалением констатировать, что, несмотря на постоянный рост объемов финансирования инвестиционных программ (в 2010 г. объем финансирования увеличен на 20% по сравнению с 2009, а в 2011 на 48% по сравнению с 2010 г.) сроки вводов объектов генерации, электрических сетей и трансформаторной мощности постоянно переносятся.

Так из 7,8 Гвт запланированных к введению в 2010 году фактический введено чуть более 3,2 Гвт. На 2011 год перенесено более 4,5 Гвт.

Нарушаются сроки получения исходно-разрешительной документации:

— по 374 объектам государственных компаний;

— по 44 объектам ДПМ частных ОГК/ТГК.

В 2010 году основное невыполнение вводов электросетевого оборудования отмечено по ОАО «ФСК ЕЭС»:

— — трансформаторные мощности — 87%;

— — электрические сети — 79%.

В этой связи считаю необходимым:

— усилить контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, включая обязательства по вводу в эксплуатацию новых и модернизируемых объектов.

— Минэнерго России — завершить подготовку Программы модернизации электроэнергетики России до 2020 года на базе передовых технологий и управленческих решений;

— Компаниям с государственным участием утвердить программы инновационного развития а также утвердить план НИОКР на ближайшую перспективу.

Слайд 28. «Объемы и цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности)»

В завершающей части моего доклада речь пойдет о состоянии и перспективах развития рынка электроэнергии и мощности.

Слайд 29. «Объемы и цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности)»

В октябре-марте 2010−2011 годов объемы планового потребления электроэнергии по сравнению с уровнем ОЗМ 2009−2010 года изменились незначительно: в Европейской части России и на Урале плановое потребление было выше на 1,6%, в Сибири – ниже на 1,7%. Слабое изменение потребления объясняется завершением послекризисного восстановления экономики, на объемы потребление действовали главным образом погодно-климатические факторы.

При этом нерегулируемые цены существенно выросли: в марте 2011 по отношению к марту 2010 на 23,5% в Европейской части России и на Урале, на 13% в Сибири.

Слайд 30. «Динамика цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности)»

С начала 2011 года прирост цен в Европейской части России и на Урале составил 13,9%, в Сибири – 1,7%.

Резкий рост нерегулируемых цен на электроэнергию на оптовом рынке в Европейской части России и на Урале в первом квартале 2011 года обусловлен повышением с января тарифов на газ (на 15%), и ростом потребления в феврале-марте относительно прошлогодних показателей из-за погодных условий.

Слайд 31. «Неплатежи за электроэнергию и мощность»

Задолженность на оптовом рынке начиная с ОЗМ 2009−2010 удалось стабилизировать на уровне 25−30 млрд. рублей. Сохраняется сложная ситуация с расчетами на оптовом рынке республик Северного Кавказа, на которые приходится порядка 2/3 накопленной задолженности. При этом объединенные энергосистемы Урала и Средней Волги задолженности на оптовом рынке не имеют.

На розничных рынках положение с финансовыми расчетами продолжает ухудшаться – с начала года прирост составил около 48 млрд. рублей, накопленная задолженность по состоянию на март составила около 140 млрд. рублей. Необходимо принятие мер по ужесточению платежной дисциплины на розничных рынках.

Слайд 32. «Принятые изменения в нормативно-правовую базу электроэнергетической отрасли»

Уважаемые коллеги. Что касается нормативно – правовой базы отрасли Минэнерго России была проведена существенная работа по совершенствованию законодательных документов:

1. В целях законодательного обеспечения завершения переходного периода и обеспечения системной надежности были приняты ФЗ от 26.07.2010 № 187−ФЗ и ФЗ 401−ФЗ от 28.12.2010 согласно которым- Установлена обязанность производителей по заключению договоров поставки электрической энергии (мощности) для целей поставки населению, а также с покупателями, функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, определено понятие неценовых зон оптового рынка, установлен единые порядок и принципы государственного регулирования в электроэнергетике, а также закреплена обязанность владельцев генерирующего оборудования, установленная мощность которых равна или превышает 25 МВт реализовывать производимую электрическую энергию (мощность) только на оптовом рынке и исключена необходимость одобрения органами управления юридических лиц – участников ОРЭМ, сделок, совершаемых на ОРЭМ.

Слайд 33. «Принятые изменения в нормативно-правовую базу электроэнергетической отрасли»

Вне сомнения , что одними из важнейших изменений и разработка нормативно – правовой базы отрасли касающиеся проведения конкурентного отбора мощности и завершения переходного периода либерализации рынка электроэнергии стали:

• Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 89 и от 14 апреля 2010 г. № 238, которыми определены правила долгосрочного рынка мощности (ДРМ), определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности, определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, индексации цены на мощность, расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат

• Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2010 г. № 1107 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», для обеспечения принятия в 2010 году необходимых тарифно-балансовых решений и совершения организационных действий для обеспечения внедрения в 2011 году целевой модели оптового рынка.

• Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (целевая модель), для определения функционирования целевой модели оптового рынка электрической энергии и мощности.

• ПП РФ от 31.12.2010 №1242 « Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», в целях обеспечения расчетов на розничном рынке в условиях доработки целевых правил розничных рынков электроэнергии.

Слайд 34. «Принятые изменения в нормативно-правовую базу электроэнергетической отрасли»

В целях дальнейшего развития электроэнергетики были разработаны и приняты следующие нормативно – правовые акты а именно:

· Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 670 «Об индикативных ценах на электрическую энергию и мощность для республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики»

· Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 341 «Об утверждении Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение.

· Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. № 269 «О проведении конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей

· Постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 117 «О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности

· Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 759 «О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям»

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446−р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

Слайд 35. «Принятые меры по снижению стоимости покупной электрической энергии»

Минэнерго России, ФСТ России совместно с НП «Совет рынка» с целью ограничения роста цен на электроэнергию предложены следующие мероприятия:

— снижение объема целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС;

— изменение порядка расчетов тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме;

— применение процедуры дополнительного «сглаживания» в части платы на услуги ОАО «ФСК ЕЭС»;

— отмена индексации по плате за мощность на уровень инфляции.

- Непроведение индексации цены КОМ и предельный уровень цены на 2011 год

Также предложено ограничить темпы роста региональных тарифов на уровне не выше 115 %.

Правительством Российской Федерации предложенные мероприятия утверждены и должны быть реализованы к кратчайшие сроки!

Особо следует отметить, что предложенные меры не затрагивают ключевые принципы, заложенные в реформу электроэнергетики:

— сохраняется 100 % либерализация на оптовом и розничном рынках с 1.01.2011 (за исключением поставок населению и особых территорий);

— не пересматриваются итоги КОМ;

— сохраняется схема ДПМ.

Слайд 36. «Планируемые изменения в нормативно-правовую базу электроэнергетической отрасли»

На этом слайде хотелось бы показать те изменения, которые мы планируем в нормативно – правовые акты, которые позволят улучшить существующую рыночную модель электроэнергетического комплекса России.

■ совершенствования модели долгосрочного рынка мощности (на 2013 и последующие годы), в том числе в части продвижения проектов модернизации генерирующего оборудования

В основу модели будет заложено повышение конкуренции на рынке мощности, эффективность генерирующего оборудования и повышение надежности и безопасности эксплуатации генерирующего оборудования с учетом оптимального резерва мощностей как в ОЭС так и ЕЭС.

■ утверждения целевой модели функционирования розничных рынков

Утверждение целевой модели розничных рынков, определяющей все аспекты функционирования розничного рынка электрической энергии после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, в том числе взаимосвязь оптового и розничного рынков.

■ усиления независимости НП «Совет рынка»

Минэнерго предлагает расширить численный состав Наблюдательный совет НП «Совет рынка» за счет включения в него дополнительных представителей частных компаний, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей электрической энергии и мощности, в том числе со стороны потребителей электрической энергии на розничных рынках. Минэнерго России подготовило соответствующие предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35−ФЗ «Об электроэнергетике». После согласования в установленном порядке проект изменений будет внесен в Правительство Российской Федерации.

■ стимулирования развития электроэнергетики на основе ВИЭ

Предлагается актуализировать целевые показатели развития генерирующих источников на основе ВИЭ до 2020 года и разработать нормативно правовые акты направленные на поддержку разввитие гераторов на основе ВИЭ как на оптовом так и нарозничных рынках

■ уточнения порядка вывода объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в ремонт и из эксплуатации

Предлагается уточнить в ПП №484 в части статьи 32, касающейся возложения обязанностей согласования вывода источников теплоснабжения в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии из эксплуатации по условиям обеспечения надежности теплоснабжения на органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 190 « О теплоснабжении».

■ определения правил коммерческого учета на розничном рынке

Определение правил коммерческого учета на розничном рынке необходимо для урегулирования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики по сбору, обработке и верификации данных средств измерений электрической энергии, а также выработке единых технических требований к проектированию и приемке в эксплуатацию приборов учета на розничном рынке.

Слайд 37. «Итоги конкурентного отбора мощности на 2011 год»

Отметим основные результаты Конкуретного отбора мощности 2011 года

Прием ценовых заявок на конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2011 год осуществлялся в период с 18 октября по 8 ноября 2010 года.

Ценовые заявки на продажу мощности и заявки на поставку мощности, подлежащей обязательной покупке на оптовом рынке, были поданы 57 участниками в отношении 388 электростанций.

По результатам КОМ на 2011 год отобраны ценовые заявки на продажу мощности 48 участников КОМ по 288 электростанциям, кроме того мощность 8 электростанций подлежала обязательной покупке на оптовом рынке в полном объеме.

Суммарный объем подлежащей обязательной покупке на оптовом рынке и отобранной в КОМ на 2011 год мощности составил 161 908 МВт, в т.ч.:

в I ценовой зоне – 136 797 МВт,

во II ценовой зоне – 25 111 МВт

В 27 Зонах свободного перетока (ЗСП), включая ЗСП «Сибирь», отбор проводился с применением предельного размера цены.

Цена КОМ сложилась равной предельному размеру цены на мощность:

в ЗСП I ценовой зоны – 118 125 руб/МВт в мес.;

в ЗСП II ценовой зоны – 126 368 руб/МВт в мес.

В ЗСП Кольская, цена КОМ сложилась ниже предельного уровня — 118 124 руб/МВт в мес.,

В ЗСП, в которых КОМ проводился без применения предельного размера, цена на мощность сложилась равной для ЗСП Центра и ЗСП Сибири – 123 000 руб/МВт в мес.

Слайд 38. «Конкурентного отбор мощности на 2012 год»

Проведение конкурентного отбора мощности на 2012 год предлагается проводить в рамках утвержденного постановления Правительства Российской Федерации «О правилах оптового рынка электрической энергии и мощности» от 27 декабря 2010 г. №1172

Сроки проведения КОМ на 2012 год намечены на октябрь 2011 года. В рамках установленных сроков необходимо выпустить ряд приказов и распоряжений. В частности, в июле 2011 года и требуется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации предельный уровень цен, приказом ФАС необходимо определить перечень зон свободного перетока, в котором КОМ проводится с предельными уровнями цен.

Предлагается в рамках совершенствования модели рынка внести ряд поправок в действующие приказы Минэнерго России. В том числе,

— внести изменения в приказ Минэнерго России № 431 от 07.09.2010 «О порядке определения величины спроса…» и «Порядке определения плановых коэффициентов резервирования мощности в ЗСП…» в части уточнения порядка определения спроса и коэффициента резервирования.

Слайд 39. «Основные результаты функционирования рынка электроэнергетики и задачи на 2011−2012 год»

Основными результатами 2010 года можно назвать следующие:

• окончание переходного периода реформирования электроэнергетики – 100% либерализация рынка (за исключением потребления населением и приравненным к нему категориям потребителей;

• проведен конкурентного отбора мощности на 2011 год – с 1 января 2011 года началась оплата мощности по его результатам;

• проведена договорная компания и заключены договора о предоставлении мощности – с 1 января 2011 года началась оплата мощности по ДПМ, для новых и модернизируемых генерирующих мощностей.

Из основных задач, стоящих перед нами в текущем и будущем годах, хотел бы выделить следующие:

• проведение конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2012 год с учетом опыта проведения КОМ на 2011 год;

• утверждение основных направлений функционирования розничного рынка электрической энергии;

• разработка поправок в номативно-правовые акты направленных на корректировку рыночной модели функционирования электроэнергетики в 2013 и последующие годы.

Слайд 40. «Основные цели 2011 – 2012 гг.»

Подводя заключительный итог считаю необходимым еще раз отметить основные задачи стоящие перед Минэнерго и отраслью в 2011 – 2012 годах.

Министерству энергетики:

• Необходимо обеспечить надежное и безаварийное прохождение весеннего паводка и летнего пожароопасного периода 2011 года

• Необходимо обеспечить подготовку субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2011−2012 годов с учетом выявленных недостатков при прохождении осенне-зимнего периода 2010−2011 годов

Субъектам энергетики:

• Обеспечить безусловное исполнение утвержденных инвестиционных программ.

• Обеспечить исполнение ремонтной программы в объемах, требуемых для обеспечения бесперебойного электро- и теплоснабжения потребителей.

Также в рамках развития свободного рынка электрической энергии и мощности необходимо уделить особенное внимание повышению прозрачности в формировании цены на электрическую энергию для потребителей, расширению возможностей потребителей в выборе себе поставщиков и обеспечению стабильности правил функционирования рынка.

Слайд 41. Заключительный.

Уважаемые коллеги, благодарю за внимание!

Распечатать Отправить по почте Добавить в Избранное В формате RTF
РАНЕЕ В РУБРИКЕ
Все материалы рубрики: Производство
ГЛАВНОЕ
06 декабря, 13:01
Реализация первого этапа формирования объединенного рынка электроэнергии в Союзном государстве начнется в 2025 году, сообщил глава минэнерго Белоруссии Алексей Кушнаренко.
06 декабря, 08:09
Новые энергоблоки возведут «Интер РАО» и «Мосэнерго» (входит в ГЭХ). В «Интер РАО» заявили о готовности построить новые мощности, отметив, что «для этого необходимо принятие соответствующих решений со стороны государства относительно механизма реализации проекта и финансовых условий». По оценкам экспертов, общая стоимость решения по ликвидации прогнозного энергодефицита в столице может составить порядка 460 млрд рублей.
06 декабря, 09:15
МОСКВА, 6 декабря (BigpowerNews) - Два мусоросжигающих завода (мусоросжигающие ТЭС, МТЭС)  будут запущены в первом квартале 2025 года.

© 2024 ООО «БИГПАУЭР НЬЮС».
© 2009-2024 Информационное агентство «Big Electric Power News».
Реестровая запись ИА № ФС77-79736 от 27.11.2020г. выдано Роскомнадзором.
Категория информационной продукции 16+
тел. : +7(495) 589-51-97.
Телеграм-канал по энергетике BigpowerNews
Главный редактор: maksim.popov@bigpowernews.com
Редакция: editor@bigpowernews.com
Для пресс-релизов: newsroom@bigpowernews.com
Для анонсов:newsroom.events@bigpowernews.com
По вопросам рекламы:sales.service@bigpowernews.com

Подписка на информационные обзоры по электроэнергетике.

Информация об ограничениях

Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.


Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews. Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте! Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания. Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.

ГЭС РусГидро
Атомная энергетика в России
Электроэнергетика России и стран СНГ
Статистика рынка электроэнергии
АЭС России
ОРЭМ
Альтернативная энергетика
Рынок электроэнергии России
Котировки акций электроэнергетических компаний
Форум энергетиков
ТЭЦ
Министерство энергетики России
Энергетика, промышленность России
Перспективы развития энергетики
Мировая энергетика
Тарифы на электроэнергию
Промышленная энергетика
Росэнергоатом
Проблемы энергетики
Реформирование электроэнергетики России
ГРЭС
Интер РАО ЕЭС
РусГидро
Холдинг МРСК

Расширенный поиск