МОСКВА, 14 апреля (BigpowerNews) – Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
РФ опубликовала проект приказа «Об утверждении Методики определения
соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям
экономической обоснованности».
Согласно документа, данным приказом в соответствии с федеральным
законом от 26 марта 2003 года № 35−ФЗ «Об электроэнергетике», с пунктом 5
постановления правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении
Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации
функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» будет
утверждена «Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу
электрической энергии требованиям экономической обоснованности».
Контроль исполнения этого приказа будет возложен на заместителя руководителя
ФАС А. Голомолзина.
Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу
электрической энергии требованиям экономической обоснованности
I. Общие положения
Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической
энергии требованиям экономической обоснованности (далее – Методика) разработана
в целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на
оптовом рынке электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5
постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172
«Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и
мощности» (Российская газета, Федеральный выпуск № 5447 от 05.04.2011).
2. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют определениям,
данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35−ФЗ «Об электроэнергетике»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2004, №
35, ст. 3607; 2005, № 1 (часть I), ст. 37; 2006, № 52 (часть I), ст. 5498;
2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29 (часть I), ст. 3418; № 52 (часть I), ст. 6236;
2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4156, ст. 4157, ст. 4160), Федеральном
законе от 26 июля 2006 г. № 135−ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2007, № 49, ст.
6079; 2008, № 18, ст. 1941; № 27, ст. 3126; № 45, ст. 5141; 2009, № 29, ст.
3601, ст. 3610, ст. 3618; № 52 (ч. I), ст. 6450, ст. 6455; 2010, № 15, ст.
1736), Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172
(Российская газета, Федеральный выпуск № 5447 от 05.04.2011).
3. Определение соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии
требованиям экономической обоснованности осуществляется:
путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка электрической
энергии (мощности) (далее участниками) в ценовых заявках, с их фактическими
затратами на производство электрической энергии в соответствующий час;
путем сравнения указанных участником объемов с возможными объемами выработки
электроэнергии станциями, исходя из технических характеристик генерирующего
оборудования, ограничений по теплофикационной нагрузке, топливной
обеспеченности;
путем сравнения сложившихся цен на электрическую энергию с ценами,
сложившимися в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;
путем сравнения заявок участника с его ценовыми заявками, поданными им ранее
в отношении генерирующего объекта.
II. Фактические затраты на производство электрической энергии в соответствующий
час
3. К фактическим затратам хозяйствующего субъекта на производство электрической
энергии на соответствующем генерирующем объекте в том числе могут
относиться:
а) расходы на топливо, используемое непосредственно для выработки электрической
энергии генерирующим объектом;
б) расходы электроэнергии на хозяйственные нужды, связанные с её выработкой, и
потери электроэнергии в высоковольтных пристанционных сетях в границах
балансовой принадлежности генерирующего объекта;
в) расходы на услуги системного и коммерческого оператора, относящиеся к
генерирующему объекту;
г) расходы на воду (в том числе химические реагенты для ее подготовки) на
технологические цели для производства электроэнергии (за исключением
одноименных расходов, которые учитываются в тарифах на тепловую энергию);
д) расходы на экологические платежи, относящиеся к генерирующему объекту, а
именно: плата за предельные допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ
(за исключением одноименных расходов, которые учитываются в тарифах на тепловую
энергию);
е) процентные платежи по кредитам, взятым в целях закупки топлива,
используемого непосредственно для выработки электрической энергии генерирующим
объектом.
4. К фактическим затратам хозяйствующего субъекта на производство электрической
энергии на соответствующем генерирующем объекте могут относиться также затраты
на мощность, отнесенные к генерирующему объекту, не прошедшего конкурентный
отбор мощности на соответствующий год (в рамках значения, полученного в
соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу
мощности требованию экономической обоснованности, утверждаемой федеральным
антимонопольным органом).
5. Фактические затраты хозяйствующего субъекта на производство электрической
энергии в соответствующий час, относящиеся к генерирующему объекту,
определяются:
исходя из стоимости топлива, используемого непосредственно для выработки
электрической энергии в данный час на соответствующем генерирующем
объекте;
исходя из равномерного распределения затрат, к которым могут быть отнесены
затраты, указанные в пункте 3 и 4 Методики, на единицу вырабатываемого
генерирующим объектом объема электроэнергии за расчетный период с учетом
среднего за пять лет коэффициента использования установленной мощности
генерирующего объекта.
6. В качестве расчетного периода в Методике применяется один календарный
год.
III. Завышенная (заниженная) ценовая заявка по цене на электрическую энергию
поставщика
7. Завышенная (заниженная) ценовая заявка по цене на электроэнергию поставщика
признается ценовая заявка субъекта оптового рынка (поставщика), участвующая на
рынке на сутки вперед и (или) балансирующем рынке, которая существенно выше
(ниже) фактических затрат на производство электрической энергии генерирующим
объектом в соответствующий час (за исключением случаев подачи участником
ценопринимающих заявок).
8. Сравнение ценовой заявки по цене на электрическую энергию поставщика с
фактическими затратами на производство электрической энергии, относящихся к
генерирующему объекту, в соответствующий час осуществляется, в том числе, путем
сравнения цен и объемов каждой ступени ценовой заявки поставщика с долей
фактических затрат на производство электрической энергии, рассчитанной согласно
приложению 1 к Методике.
9. В случае существенного превышения (занижения) хотя бы одной из цен в
ступенях ценовой заявки поставщика, относительно значения, рассчитанного на
основе фактических затрат на производство электрической энергии генерирующим
объектом в соответствующий час согласно приложению 1 к Методике, такая ценовая
заявка поставщика может быть признана завышенной (заниженной).
10. Ценовая заявка поставщика может быть признана завышенной (заниженной) по
цене на электроэнергию по результатам сравнения антимонопольным органом
указанной заявки с ценовыми заявками этого же поставщика, поданных им ранее в
отношении генерирующего объекта:
для аналогичных часов предшествующих суток;
для аналогичных часов суток предыдущей недели;
для аналогичных (часов) суток предыдущего месяца (квартала),
при этом, если такое повышение (понижение) ценовой заявки не было связано с
соответствующими изменениями затрат поставщика, указанных в пунктах 3 и 4
Методики.