МОСКВА, 11 июля (BigpowerNews) – Комитет Госдумы по энергетике рекомендовал
принять в первом чтении проект федерального закона № 904086−8 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ» (в части совершенствования системы
госрегулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением
инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения), говорится в сообщении комитета по итогам прошедшего 9 июля
рассмотрения законопроекта.
Отмечается, что вместе с этим должны быть учтены устранения замечаний,
высказанных Комитетом по энергетике, Комитетом по жилищно-коммунальной
политике, Правовым управлением Госдумы и органами власти субъектов Федерации, в
рамках подготовки ко второму чтению.
Рассмотреть законопроект предлагается на пленарном заседании 15 июля.
Законопроектом вводится
перечень случаев, когда утверждение инвестиционной программы
для ресурсоснабжающих организаций является обязательным.
«Данный механизм позволит исключить случаи, когда мероприятия
инвестиционного характера финансируются в рамках текущей деятельности
и не учитываются в общем объеме инвестиций, а также не позволяют оценить их
влияние на изменение технико-экономического состояния коммунальной
инфраструктуры», говорится в пояснительных материалах к документу.
В связи с этим законопроект существенно расширяет перечень мероприятий,
включаемых в инвестиционную программу:
- мероприятия по предотвращению или ликвидации последствий аварийных
ситуаций, предотвращению причинения вреда здоровью граждан
и нанесения ущерба имуществу физических и юридических лиц, ущерба окружающей
среде;
- мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов
капитального строительства к системе теплоснабжения,
к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения за счет платы
за подключение (технологическое присоединение), а также по увеличению мощности
источника тепловой энергии или тепловой сети;
- мероприятия по строительству новых, реконструкции, техническому
перевооружению и модернизации существующих объектов, если такие мероприятия
содержатся в концессионном соглашении и (или) регуляторном соглашении,
заключенном теплоснабжающей, теплосетевой организацией
на срок, больший, чем срок действия схемы теплоснабжения;
- мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению
и модернизации объектов по результатам технического обследования, выполненного
после утверждения схем.
Одновременно в целях повышения эффективности имеющихся источников
инвестиционных ресурсов предлагается ввести целевое использование
амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов, посредством
определения перечня направлений, на которые они могут расходоваться.
Помимо финансирования инвестиционных программ (основной цели использования
амортизации) законопроектом предусматривается возможность направления
амортизации на возврат привлеченных внешних инвестиций,
на финансирование мероприятий по ликвидации аварий и стихийных бедствий,
использование для финансирования инвестиционных программ будущих периодов.
Кроме того законопроект предусматривает введение единых требований и порядка
осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ в сферах
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Председатель комитета по энергетике Николай Шульгинов выделил основные
положения законопроекта.
«Во-первых, предлагается обязать ресурсоснабжающие организации (РСО), в
первую очередь те, чьи сети находятся в высокой степени износа, утверждать
инвестиционные программы. Сегодня такая обязанность законодательно не
закреплена, утвержденные инвестиционные программы имеет только 6% организаций в
сфере теплоснабжения, 2,5% в сфере водоснабжения и 4% в сфере водоотведения.
Во-вторых, эти программы увязываются с уже учтенной в тарифах амортизацией.
Сегодня 50% амортизации, включаемой в тарифы, идет не на инвестиции в РСО.
Теперь ее направление на инвестпрограммы становится обязательным, это позволит
использовать для развития отрасли уже заложенный в тарифе ресурс», отметил
он.
«Дополнительно поддержать инвестиции в регионах поможет механизм
регуляторных соглашений, который распространяется на сферу теплоснабжения и
донастраивается в водоснабжении», считает Шульгинов. «Это необходимо для
создания стабильных условий осуществления регулируемых видов деятельности,
привлечения частных инвестиций и предоставления возможности регионам и
муниципальным образованиям оказывать меры бюджетной поддержки РСО», поясняет
глава комитета, подчеркивая, что при этом заключение регуляторных соглашений
будет носить добровольный характер.