ФАС РФ разработала новую целевую модель дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию для населения. Тариф первый продолжит быть льготным, будет формироваться исходя из прогноза социально-экономического развития, в пределах нормы потребления в субъекте РФ. Тариф второй будет уже определяться для населения на экономически обоснованном уровне, а третий будет формироваться на уровне экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей на низком уровне напряжения. Он фактически будет компенсировать то перекрёстное субсидирование, которое складывается на объеме первого диапазона. По словам начальника управления регулирования электроэнергетики антимонопольной службы Дмитрия Васильева, внедрение концепции планируется завершить в 2026 году. Ее полная реализация, по оценкам ФАС, позволит добиться 20-30% сокращения перекрестного субсидирования – это порядка 60-100 млрд рублей.
МОСКВА, 7 октября (BigpowerNews) – ФАС РФ разработала новую целевую модель
дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию для
населения. Об этом сообщил начальник управления регулирования электроэнергетики
антимонопольной службы Дмитрий Васильев в ходе ежегодной конференции Ассоциации
«НП Совет рынка», которая прошла в пятницу, 4 октября, в Сочи.
«ФАС подготовила концепцию диффтарифов, предполагающую существенную
трансформацию текущего формата диффтарифа по всем направлениям. Это касается
изменения подходов по формированию объемов и подходов по формированию тарифов,
которые на этих объёмах складываются», сказал Васильев, отметив, что документ
будет опубликован и будет возможно с ним ознакомиться.
По словам источников в отрасли, свои предложения служба представила на
прошедшем 27 сентября в рамках форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН)
заседания комиссии Госсовета по энергетике.
Российские регионы получили возможность устанавливать для населения
дифференцированные по объему потребления тарифы на электроэнергию с 1
января текущего года. Основная цель этого механизма – сокращение перекрестного
субсидирования и исключение нецелевого использования электроэнергии в быту, в
частности для майнинга криптовалют.
По состоянию на 1 октября, на модель диффтарифов перешли 72 региона РФ.
Между тем, уже весной стало понятно, что действующий подход к дифференциации
тарифов требует доработки. ФАС констатировала, что внедрение механизма не
привело к снижению перекрестного субсидирования, поскольку большинство регионов
перешли на диффтарифы формально, установив завышенные границы первого
(льготного) диапазона потребления на уровне 10 тысяч кВтч в месяц или
более.
Замруководителя ФАС Геннадий Магазинов в апреле, рассказывая о
предложениях службы по «донастройке» механизма, говорил, что усовершенствования
механизма будут направлены на определение предельного значения третьего
диапазона потребления. По его словам, тогда служба предлагала на первом этапе
определить его на уровне 9375 кВтч, а в дальнейшем осуществить более гибкую
настройку данного параметра исходя из региональных особенностей каждого
субъекта РФ, а также сезонных факторов. Также обсуждалось исключение второго
диапазона объемов потребления из расчета индекс платы граждан.
Одновременно с этим в «Совете рынка» предлагали нормативно закрепить
пороговые значения диапазонов электропотребления диффтарифов.
В пятницу на конференции «Совета рынка» замгубернатора Челябинской области
Татьяна Кучиц назвала два ключевых фактора, не позволивших заработать механизму
в полную силу.
«Первое потому что любой рост [платежей] заходит под ограничения роста
платежей граждан. Чтобы было понятно, регион должен компенсировать превышение
за счет бюджета. Перекрестное субсидирование, это очень важно. Но, переложить
перекрестное субсидирование в бюджетное перекрестное субсидирование – это тоже
не выход. Например, величина перекрестного субсидирования в Челябинской области
около 10 млрд [рублей], для бюджета области это значительная сумма и решить
этот вопрос бюджетными средствами не получится. И второй сдерживающий фактор:
отсутствие прозрачных для потребителей ориентиров, какими должны быть эти
уровни», сказала она.
При этом Кучиц подчеркнула, что «абсолютно точно введение дифференцированных
тарифов положительно», поскольку их применение уже позволяет отсечь небытовых
потребителей, например, таких как майнеры.
О том, что ФАС ведет разработку новой концепции по
внедрению диффтарифов в сентябре говорил глава ведомства Максим
Шаскольский. По его словам, ФАС разработала два проекта постановления,
выводящих из–под действия предельных индексов платы граждан за коммунальные
услуги платежей за электроэнергию в объеме второго диапазона объема
потребления, а также определяющих предельные значения третьего диапазона.
Также, как сообщил Шаскольский, подготовлены проекты актов о формировании
границ диапазонов потребления с учетом региональной специфики, определяющих
правила расчета и утверждения диффтарифов в границах каждого диапазона.
ФАС «ожидает принятия необходимых документов правительством до конца года»,
отмечал тогда Шаскольский.
«По концепции, которую мы обсуждали и которую мы подготовили уже делается
главное – на подписи в правительстве находится документ, который исключает
второй диапазон из индекса по расчету платы граждан. Он позволит более гибко
настраивать тарифы второго диапазона. Также у нас готов проект акта, который
вводит на федеральном уровне параметры второго и третьего диапазона», сообщил
в пятницу Васильев. «Предполагается, что третий диапазон будет на уровне 6
тысяч [рублей], а второй рассчитываться как 65 % от соответственно третьего.
Плюс [акт] будет наделять полномочиями ФОИВ, в нашем проекте это
антимонопольная служба, на формирование подходов по определению этих диапазонов
с учетом региональной специфики», рассказал он.
«Плюс готовы изменения в нашу методику, которые будут менять тарифы Т2, Т3.
В чем заключается смысл: тариф первый продолжает быть таким же льготным, как и
есть сейчас, на том же уровне формироваться. Тариф второй будет уже определятся
для населения на уровне экономически обоснованном и тариф третьего диапазона
будет иметь характер повышенного и фактически компенсировать то перекрёстное
субсидирование, которое складывается на объеме первого диапазона», добавил
Васильев, пояснив, что «соответственно, здесь прописан алгоритм что откуда
считается».
В презентации к докладу Васильева уточняется, что тариф Т1 будет
формироваться исходя из прогноза социально-экономического развития, в пределах
нормы потребления в субъекте РФ. «На нем формируется перекрестное
субсидирование. Предусматриваются особенности льготного применения»,
отмечается в презентации. При этом тариф Т3 будет формироваться на уровне
экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей на низком уровне
напряжения.
«Как я отметил уже, на первом этапе мы выходим с изменением в проекте
постановления, методические указания будем писать в течение 2025 года,
планируем завершить и принять их в использование в 2026−ом», сообщил глава
департамента ФАС.
По словам Васильева, «в случае реализации полноценной концепции [..] эффект
будет достаточно значительным». «Если мы оцениваем параметры, это около 20−30%
снижения перекрестного субсидирования – это порядка 60−100 млрд рублей»,
отметил он.
«Поэтому, коллеги из Челябинска, мы вас слышим и не только вас, мы работаем
в этом направлении», заключил Васильев.
Предправления «Совета рынка» Максим Быстров назвал предложения ФАС по
диффтарифам «революционными».
«Очень хорошо, что приехал Васильев. И действительно революционные вещи нам
рассказал. Собственно, это то, о чем просил Челябинск, он просто ответил на эти
вопросы», сказал Быстров в завершающем конференцию слове.