МОСКВА, 8 мая (BigpowerNews) Комитет ГосДумы по энергетике рекомендовал к
принятию в 1−ом чтении законопроект о системообразующих ТСО (СТСО) в
электроэнергетике (№ 594962−8).
Заключение по проекту ФЗ было рассмотрено на заседании Комитета 8 мая 2024
года.
Предлагается включить законопроект в проект порядка работы ГосДумы на 22
мая.
Как документ предполагает создание в каждом субъекте РФ СТСО, как единого
центра ответственности, который будет осуществлять функцию «одного окна» для
потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций,
эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять
масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций (ТСО)) по
решению регионального штаба по надежности.
Статус СТСО планируется присваивать крупнейшей ТСО в регионе на основании
утверждаемых Правительством РФ критериев, оценку соответствия критериям будет
проводить региональный орган исполнительной власти в области госрегулирования
тарифов, а принимать решение об определении СТСО – высшее должностное лицо
субъекта РФ. При этом предполагается проводить оценку соответствия ТСО
критериям отнесения к СТСО не чаще одного раза в 5 лет.
На территории Москвы предполагается функционирование двух СТСО, что, как
поясняют в комитете ГосДумы по энергетике, обусловлено технологическим
состоянием и топологией сетей (в основном, это линии электропередачи в
кабельном исполнении, не подверженные воздействию погоды).
В части тарифного регулирования устанавливается, что экономически
обоснованные расходы СТСО, необходимые для выполнения своих обязанностей,
подлежат включению в состав цен (тарифов), за исключением расходов, учтенных
при установлении платы за технологическое присоединение; а также расходов на
ликвидацию на основании решения штаба по обеспечению безопасности
электроснабжения последствий аварий на ОЭСХ других ТСО.
«При этом в соответствии с рекомендациями Комитета, Минэнерго России
проведен экономический анализ оценки тарифных последствий принятия
законопроекта, который показал, что роста тарифа для потребителей не
прогнозируется», говорят в комитете.
Комитет считает, что «определение в каждом субъекте РФ СТСО как единого
центра ответственности за надежное энергоснабжение позволит эффективно
проводить единую техническую и эксплуатационную политику, синхронизировать
внедрение отраслевых технологий и оборудования». «Дополнительно принятие
законопроекта позволит более эффективно использовать в деятельности субъектов
естественных монополий «эффект масштаба», преодолеть квазиконкурентые условия
деятельности искусственным образом созданных ТСО. При этом ТСО, соответствующие
установленным Правительством РФ критериям продолжат свою деятельность, для них
экономические условия деятельности остаются прежними: изменению подлежит
договорная схема отношений с потребителями услуг, в которую включается СТСО как
гарант надежности энергоснабжения», отмечают в комитете.
Вместе с этим комитет, считает необходимой доработку законопроекта ко
второму чтению по ряду параметров. В их числе – установление запрета на
получение организацией статуса СТСО в случае ее нахождения под контролем
иностранного инвестора и введение в качестве критерия отнесения владельцев ОЭСХ
к ТСО, «ненахождение» под контролем иностранного инвестора. Также Комитет
рекомендует Минэнерго России до принятия проекта ФЗ в третьем чтении
представить для анализа и обсуждения проекты нормативных правовых актов,
которые будут приняты в развитие законопроекта.
Также законопроект создает правовые условия для организации дистанционного
управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике. На сегодня эти вопросы не урегулированы в части
требований по надежности и безопасности в электроэнергетике; отсутствуют
достаточные правовые основания для учета включения таких проектов при
планировании инвестиционной деятельности и строительстве объектов. Это не
позволяет обеспечить массовый переход на дистанционное управление объектами
электроэнергетики и масштабировать положительные эффекты внедрения технологий
дистанционного управления в рамках отрасли. Комитет поддерживает проектируемый
дифференцированный подход к решению вопроса об организации дистанционного
управления объектами электроэнергетики, основанный на наличии (отсутствии)
технической возможности внедрения такой технологии. Собственники и иные
законные владельцы объектов электроэнергетики, в отношении которых такая
техническая возможность будет установлена, и субъект оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике (ОДУ) обязаны не позднее 1 января 2027 года
обеспечить переход на дистанционное управление в соответствии с совместными
планами-графиками.
Создание технической возможности дистанционного управления на объектах
электроэнергетики из диспетчерских центров, для которых в настоящее время такая
возможность отсутствует, предполагается осуществлять при последующей
реконструкции. Сроки проведения такой реконструкции проектом федерального
закона не регламентируются и определяются собственниками самостоятельно.
Также законопроект закрепляет понятие «цифровая информационная модель
объекта электроэнергетики»; при этом не вводит для субъектов электроэнергетики
и потребителей электроэнергии дополнительных обязанностей по формированию
информационных моделей принадлежащих им объектов, не устанавливает конкретные
сроки обязательного перехода исключительно на автоматизированный информационный
обмен.
В ходе обсуждения проекта глава комитета по энергетике Павел Завальный
подчеркнул, что документ решает еще одну задачу он позволит создать более
эффективный механизм расследования причин аварий и инцидентов в
электроэнергетике.
«Сегодня ФЗ № 35 предусматривает полномочия Правительства России на
утверждение правил расследования только аварий в электроэнергетике, что не дает
возможности дифференцировать технологические нарушения на объектах
электроэнергетики по критериям рисков и угроз, и установить различный порядок
расследования для разных категорий технологических нарушений. На уровне
федерального закона положения, определяющие необходимость расследования причин
аварий в электроэнергетике, разработки и реализации противоаварийных
мероприятий, также не закреплены. Определяются только полномочия Правительства
РФ на определение Правил расследования причин аварий в электроэнергетике.
Предлагаемый к принятию документ предполагает установление на законодательном
уровне нормы об обязательном проведении расследования причин аварий и
инцидентов на объектах электроэнергетики; установление для субъектов
электроэнергетики обязанности по реализации противоаварийных мероприятий и
наделение соответствующими полномочиями Правительства Российской Федерации и
Минэнерго. Также предлагается вернуться к двухуровневой классификации
технологических нарушений на «аварии» и «инциденты», в течение многих лет
применявшейся в отрасли», пояснил Завальный.
Комитет ГосДумы по энергетике поддерживает проект ФЗ № 594962−8«О внесении
изменений в ФЗ «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» с учетом его доработки ко второму чтению и рекомендует
ГосДуме принять его в первом чтении.