МОСКВА, 11 июня (BigpowerNews) – Комитет Государственной Думы по энергетике
рекомендует продолжить консолидацию электросетевого комплекса и обращает
внимание на недопустимость нарушения законодательства о системообразующих
территориальных сетевых организациях. Об этом сообщили в комитете по итогам его
расширенного заседания по вопросу о предварительных итогах реализации
Федерального закона № 185−ФЗ от 13 июля 2024 года «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», которое состоялось сегодня, 11 июня.
Открывая мероприятие, председатель Комитета Николай Шульгинов отметил, что
принятие закона стало очередным этапом работы по консолидации электросетевого
комплекса, которая идет с 2023 года.
Предоставленная в рамках реформы электроэнергетики возможность частным
компаниям владеть электросетевым имуществом, оказывать услуги по передаче
электроэнергии и осуществлять технологическое присоединение привела к появлению
большого числа сетевых организаций (ТСО) и бесхозяйных сетей.
«Это привело к частичной децентрализации системы управления электросетевым
комплексом, росту аварийности и износа сетей ввиду отсутствия инвестиций в сети
непрофессиональных участников рынка, снижению показателей надежности
энергоснабжения потребителей, «перекосам» в тарифном регулировании и общему
недоинвестированию в 1 трлн рублей», заявил Николай Шульгинов.
В 2023 году началось ужесточение критериев ТСО. Однако, как показала
практика, простого снижения количества хозяйствующих субъектов недостаточно для
разрешения сложившейся ситуации. Это предопределило необходимость создания в
каждом субъекте РФ института СТСО как единого центра ответственности за
развитие электросетевого комплекса в регионе, за ликвидацию аварий на сетях и
осуществление инвестиций в их строительство и модернизацию, пояснили в
комитете.
«Федеральный закон действует меньше года, и практика его реализации уже
выявляет проблемы нормативно-правового характера, требующие урегулирования»,
подчеркнули там.
К ключевым вопросам, по мнению Комитета по энергетике, можно отнести:
– несоблюдение нормативных сроков определения СТСО в регионах, заключения
договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства с
действующими ТСО и передаче в СТСО этих объектов регионами и
муниципалитетами;
– неполнота и невозможность проверить достоверность информации о реальном
количестве и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в
СТСО (что приводит к их завышению в тарифном регулировании);
– неопределённость в вопросе о признании действующих договоров аренды
электросетевых объектов обременением, позволяющим не передавать объекты
публичной собственности в СТСО;
– «ускоренная приватизация» региональных и муниципальных объектов как уход
от передачи таких объектов в СТСО и другие.
«Также обеспокоенность Комитета вызывают поступающие от СТСО и регионов
данные о грубых нарушениях требований законодательных процедур в этой части,
что требует принятия мер прокурорского реагирования, инициирования судебных
разбирательств, а также возбуждения уголовных дел», отметил Николай
Шульгинов.
Количество ТСО в 2022−2024 гг сократилось на 66%, до 619 организаций.
Дальнейшая консолидация электросетей будет проводиться преимущественно на базе
СТСО, сообщил в ходе заседания замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.
По его словам, в рамках совершенствования нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность СТСО и ТСО, в дальнейшем предполагается:
ужесточение критериев СТСО и ТСО путем учета при оценке только
электросетевого имущества, которым организация владеет на праве
собственности;
уточнение порядка определения заявленной мощности в договоре на оказание
услуг по передаче электроэнергии, а также определения места исполнения
обязательств по договорам между СТСО и потребителями.
Кроме того, Минэнерго России проводит работу по уточнению требований по
обеспечению надежности энергоснабжения при «котловой схеме» договоров со
стороны ТСО, сообщил Грабчак.
Он добавил, что Минэнерго считает необходимым внесение изменений в
законодательство, которые предусматривают:
Усиление роли СТСО в согласовании инвестпрограмм ТСО,
Введение ответственности за уклонение от заключения так называемых ДоПИ,
договоров об использовании электросетевых объектов, с СТСО.
В целях исключения формирования противоречивой судебной практики в
отношении части региональных и муниципальных сетей, подлежащих передаче в СТСО,
закрепление на уровне федерального закона прямого указания о прекращении
действия договоров аренды региональных и муниципальных сетей для их передачи в
СТСО в обязательном порядке.
Замглавы ФАС России Геннадий Магазинов отметил необходимость обеспечения
достоверности и доступности для экспертов СТСО информации о реальном количестве
и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в СТСО и его
влиянии на тарифное регулирование. По мнению ФАС, частично снять проблему
позволит введение метода эталонных затрат. Что касается непосредственно
тарифно-балансовых решений, для более точных выводов о работе закона,
вступившего в действие 1 сентября 2024 года, нужно пройти весь тарифный период,
включая тарифную компанию 2026 года, заявил Магазинов.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства
Генпрокуратуры РФ Наталья Федотова на заседании заявила о полной поддержки
Генпрокуратурой введения института СТСО. Вместе с этим она отметила
необходимость безусловного соблюдения требований соответствующего
законодательства. Она сообщила, что ведомство провело проверку исполнения
федерального законодательства о СТСО. «Ее причиной стала серьезность ситуации с
несоблюдением на местах требований федерального закона, в том числе
несвоевременной передачей активов и злоупотреблением правом приватизации»,
отметила Федотова. «Результаты проверки войдут в Решение Комитета по итогам
расширенного заседания», сообщили в комитете по энергетике.
В завершении заседания Николай Шульгинов отметил, что сложности на начальном
этапе реализации закона об СТСО были ожидаемы. Их выявление и дальнейшее
совершенствование нормативной базы позволит добиться поставленных при принятии
закона целей, даст возможность под эгидой СТСО развивать и модернизировать
сети, пресекать нарушение порядка установления тарифов, снизить потери в сетях,
эффективнее выявлять факты незаконного подключения к сетям и хищения
электроэнергии.
По итогам обсуждения комитет будет рекомендовать:
Правительству РФ продолжить работу по консолидации электросетевого
комплекса с опорой на технические критерии;
Генеральной Прокуратуре РФ направить в rомитет информацию об имевших место
в 2021−25 гг. в субъектах РФ фактах длительного прекращения энергоснабжения,
вызвавших наибольший общественный резонанс, их причинах и мерах прокурорского
реагирования; действующим ТСО,
Уполномоченным органам государственной власти регионов и муниципальным
органам обеспечить безусловное исполнение требований законодательства в
части создания и функционирования СТСО.
«Также в решение войдут предложения, прозвучавшие в ходе расширенного
заседания», сообщил комитет.