МОСКВА, 31 декабря (BigpowerNews) Методология новой системы планирования
перспективного развития электроэнергетики разработана и готова к внедрению,
говорится в сообщении «Системного оператора» по итогам прошедшего 27 декабря
при поддержке Минэнерго провел всероссийского онлайн-семинара СО по подготовке
к переходу на новую систему планирования перспективного развития
электроэнергетики, которая должна начать работать в отрасли с 2023 года.
Переход на новую систему предусмотрен принятыми в июне ФЗ от
11.06.2022 № 174−ФЗ изменениями в ФЗ «Об
электроэнергетике». Ее ключевыми элементами являются: процесс формирования и
утверждения схемы и программы развития электроэнергетических систем России
(СиПР ЭЭС), обновленная методологическая основа проектирования развития
энергосистем, общественное обсуждение проекта СиПР ЭЭС, подготовка и
предоставление перспективных моделей энергосистем.
Замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс, который принял участие в семинаре,
отметил высокую значимость перехода к новой системе планирования перспективного
развития для отрасли, подчеркнув взаимную ответственность министерства,
Системного оператора и регионов за развитие энергосистем, согласованное с
потребностями социально-экономического развития страны. Он обратил внимание на
важнейшую роль поступающей из регионов информации о перспективном спросе на
мощность, так как на ее основе будут формироваться конкретные инвестиционные
планы в электроэнергетике.
«Всех призываю максимально подробно, профессионально и полно обсудить и
изучить все необходимые документы, пройти тестирование всех необходимых
взаимодействий и сконцентрироваться на конкретных прикладных решениях, которые
нужны конкретному субъекту Российской Федерации и в целом помогут
социально-экономическому развитию нашей страны», – подчеркнул Павел
Сниккарс.
По словам предправления СО Федора Опадчего, необходимость совершенствования
системы планирования в отрасли продиктована требованиями нового этапа
социально-экономического развития.
«Мы объективно находимся в ситуации, когда в отдельных регионах нашей страны
наблюдается быстрый рост нагрузок. Появляются новые «точки роста», связанные с
реализацией крупнейших, имеющих общефедеральное значение проектов. Ведется
строительство Восточного полигона, укрепляется социально-экономическое
положение Забайкалья и Дальнего Востока. Электроэнергетика как ключевая
инфраструктурная отрасль должна найти правильные и главное – своевременные
ответы на эти вызовы и поддержать экономический рост в этих регионах. При этом
необходимо учитывать, что отрасль, в основном, развивается за счет внутренних
экономических ресурсов. Основным условием их рационального использования
является максимально точное планирование потребности в развитии тех или иных
участков энергосистемы. Эти задачи и должна решить новая система перспективного
планирования. Она позволит по-хозяйски подойти к имеющимся ресурсам, обеспечить
развитие именно тех участков Единой энергосистемы, где этого требует развитие
экономики и промышленности», —отметил Федор Опадчий.
Он отметил, что в новой системе уделяется большое внимание исполнению
проектов, включенных в документы перспективного планирования. Фактически
разработка СиПР будет представлять собой регулярный повторяющийся ежегодно
процесс планирования – публичного обсуждения – утверждения – анализа реализации
проектов – контроля их исполнения, подчеркнул глава СО ЕЭС.
Для реализации норм ФЗ требуется разработка и утверждение новых подзаконных
нормативно-правовых актов (НПА).
По словам замдиректора по правовым вопросам СО Златы Мальцан, всего
для перехода к новой модели перспективного планирования необходимо разработать
и принять 16 НПА, предусматривающих как утверждение полностью новых актов, так
и внесение изменений в 19 действующих постановлений Правительства РФ и 14 актов
ФОИВ. Все основополагающие НПА, в разработке которых Системный оператор
принимал самое активное участие, находятся в завершающей стадии их принятия в
Правительстве РФ или направлены на государственную регистрацию в Минюст России,
отметила Мальцан.
«В отрасли впервые появились установленные на законодательном уровне
требования к разработке документов по развитию энергосистемы: четко
распределены функции участников процесса, впервые предусмотрены условия для
недискриминационного доступа широкого круга лиц к сложным математическим
моделям энергосистемы для различного вида проектных работ и проведения
необходимых для этого расчетов. В развитие этих новых положений Федерального
закона «Об электроэнергетике» предполагается целая система изменений в
законодательстве на уровне подзаконных актов как Правительства, так и
федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), и этими подзаконными актами
будут охвачены все стадии процесса развития энергосистемы»,
пояснила она.
Одним из основных готовящихся НПА являются Правила разработки и утверждения
документов перспективного планирования.
«В новых правилах меняются иерархия и состав документов перспективного
планирования, а также устанавливается обновленная методологическая основа
проектирования развития энергосистем. Принципиально меняется подход к тому, что
такое СиПР, чем она наполняется, и как впоследствии используются результаты ее
разработки. Революционно меняются методические подходы к определению
потребностей в объектах генерации. Упорядочивается система формирования
исходных данных. Принципиально изменяется роль органов исполнительной власти
субъектов РФ в рамках процедуры планирования перспективного развития и
разработки программных документов. Больший акцент делается на аспекты оценки
экономической эффективности принимаемых технических решений. Важный шаг сделан
в направлении повышения открытости и прозрачности разработки программных
документов. Вводится институт общественного обсуждения таких программных
документов для того, чтобы обеспечить обратную связь по предлагаемым
техническим решениям», – рассказал в ходе семинара директор по
развитию ЕЭС – руководитель дирекции СО Денис Пилениекс.
Утверждение данных правил ожидалось до конца года, а проведение
общественного обсуждения проекта СиПР ЭЭС с 10 по 18 января.
Однако, 30 декабря СО сообщил о переносе сроков выхода соответствующего
правительственного постановления.
В связи с чем также было заявлено о переносе общественных обсуждений. Тем не
менее, в рамках подготовки оператор разместил у себя на сайте
проект СиПР ЭЭС
Пилениекс напомнил, что существовавшую с 2010 года трехуровневую модель
планирования сменит двухуровневая, предусматривающая разработку двух
программных документов, – Генеральной схемы размещения объектов
электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем
России. Ответственность за их разработку ложится на Системный оператор.
Отдельно он подчеркнул большую роль в этом процессе региональных органов
исполнительной власти. В числе их основных задач – оценка реализуемости
наиболее крупных перспективных проектов, экспертиза предлагаемых технических
решений, координация разрабатываемых СиПР ЭЭС со схемами теплоснабжения в
регионах. Эффективность такого подхода демонстрируют результаты завершающейся в
настоящее время работы по формированию СиПР на 2023–2028 годы.
Так, по словам Дениса Пилениекса, из 123 крупных инвестиционных проектов в
39 регионах РФ заявленной максимальной мощностью 13,2 ГВт органами
исполнительной власти субъектов РФ были обоснованы к исключению 14 проектов
общей мощностью 1,3 ГВт. Таким образом признана избыточной реализация
технических решений, сопоставимых с максимальным объемом потребления мощности
целой региональной энергосистемы – такой, например, как энергосистема Калужской
области.
В рамках внедрения новой системы также меняется методологическая основа
проектирования развития энергосистем.
«Методические указания по проектированию развития энергосистем сегодня в
новой системе нормативных актов отвечает на вопрос «как?». Документ, состоящий
из 15 глав, отражает требования к тому, как мы формируем прогноз потребления,
балансы мощности, балансы электрической энергии, в отдельную главу выделена
балансовая надежность. Включен большой блок по критериям формирования
технических решений как в части реализации капиталоемких мероприятий по
развитию электрических сетей и объектов генерации, так и в части систем
противоаварийного управления. Отдельная большая глава посвящена оценке
экономических последствий реализации документов перспективного развития.
Методические указания распространяются не только на документы перспективного
развития, к которым относятся Генеральная схема и Схема и программа развития
электроэнергетических систем, но и на такие процессы, как технологическое
присоединение потребителей и объектов генерации к электрическим сетям, под
которое выделены отдельные минимальные требования для его обеспечения, вывод
объектов электроэнергетики из эксплуатации, а также любые другие работы,
которые связаны с принятием технических решений в области развития
энергосистем», рассказал руководитель дирекции по развитию энергосистем
АО «НТЦ ЕЭС» (входит в СО) Петр Антонов.