Документ вводит систему перспективного развития электроэнергетики. В частности, он предусматривает, что с 1 января 2023 года разработку программных документов, касаемых перспективного развития отрасли, будет осуществлять «Системный оператор». При этом с 1 января 2024 года централизованное ОДУ в пределах ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем будет единолично осуществляться СО.
МОСКВА, 16 июня (BigpowerNews) Владимир Путин
подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике», направленный на уточнение понятийного аппарата
ФЗ «Об электроэнергетике», совершенствования порядка взаимодействия
субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, а также
унификации по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ «Об
электроэнергетике».
Госдума РФ приняла документ 7 июня, Совет Федерации – 8 июня.
В справке Государственно-правового управления администрации Президента РФ к
документу, которая приводится на сайте Кремля, указывается, что подписанный
закон вводит систему перспективного развития электроэнергетики.
«Эта система представляет собой совокупность документов перспективного
развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку,
утверждение и реализацию», поясняется в справке.
Так, согласно новой редакции закона «Об электроэнергетике», с 1 января 2023
года разработку программных документов в сфере перспективного развития
отрасли будет осуществлять «Системный оператор» (СО). Как пояснили в «СО»,
в функции компании войдут разработка генеральной схемы размещения объектов
электроэнергетики на долгосрочную перспективу и разработка схемы и программы
развития электроэнергетических систем России (СИПР ЭЭС) на среднесрочную
перспективу, включая решения по развитию ЕЭС России и электроэнергетики
регионов. Ранее региональные планы разрабатывались органами исполнительной
власти субъектов РФ. В соответствии с законом ответственность за их разработку
переходит к Системному оператору.
В целях повышения прозрачности процесса разработки основных программных
документов перспективного планирования, Генеральная схема и СИПР ЭЭС России
будут проходить обязательное публичное обсуждение заинтересованными
организациями и рассмотрение органами исполнительной власти субъектов РФ. После
чего СИПР ЭЭС будут утверждаться Министерством энергетики России, а Генеральная
схема – Правительством России.
«Согласованность, взаимоувязанность и сбалансированность документов
перспективного развития будут обеспечены в том числе за счет использования
перспективных расчетных моделей ЕЭС, формируемых и
поддерживаемых Системным оператором в актуальном состоянии на основе
цифровых информационных моделей электроэнергетических систем», говорят в
СО.
«Принятие нового закона логично продолжает процесс совершенствования
действующей с 2009 года системы перспективного планирования развития
электроэнергетики. За эти годы в отрасли созданы необходимые компетенции и
технологии, позволяющие в новой модели принятия решений синхронизировать
региональные планы развития электроэнергетики с общефедеральными и
скоординировать вводы генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры с одной
стороны и развитие магистрального сетевого комплекса и распределительных сетей
– с другой», – прокомментировал подписание ФЗ предправления «СО» Федор
Опадчий.
При этом ФЗ предполагает, что начиная с 1 января 2024 года
централизованное оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в пределах ЕЭС
России и технологически изолированных территориальных
электроэнергетических систем будет единолично осуществляться «Системным
оператором».
В Минэнерго РФ, в свою очередь, отмечают, что закон оптимизирует перечень
документов перспективного развития электроэнергетики, в том числе генеральной
схемы размещения объектов электроэнергетики и программы развития
электроэнергетических систем России.
На уровне закона закрепляются требования к разработке этих документов,
принципы распределения функций между субъектами ОДУ, компаниями и
потребителями, исключается требование о заключении договора оказания услуг по
ОДУ до заключения договора по передаче электрической энергии.
«Это упростит порядок заключения договора с сетевыми организациями для
компаний и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по
диспетчерскому управлению. Помимо этого, будет предусмотрена процедура
согласования технических решений и мероприятий, направленных на обеспечение
надёжного функционирования энергосистемы, а также дополнена норма об
установлении законной неустойки за просрочку оплаты услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению», – говорит статс-секретаря замминистра
энергетики РФ Анастасия Бондаренко, слова которой приводит пресс-служба
Минэнерго.
Как следует из ФЗ, размер пени за просрочку оплаты услуг по ОДУ
составит одну стотридцатую ключевой ставки ЦБ.
«Предлагаемые изменения позволят осуществить интеграцию на базе «Системного
оператора», как единого центра компетенций, информационного, методического,
научно-технического обеспечения разработки документов перспективного развития
отрасли, обеспечить экономию государственных средств и снизить нагрузку на
конечных потребителей», – считает А. Бондаренко.
Кроме того, закон упрощает взаимодействие субъектов в части технологического
функционирования электроэнергетики.
«Закон предполагает исключение не функционирующих механизмов регулирования в
электроэнергетике. В частности, основные изменения касаются совершенствования и
уточнения понятийного аппарата, порядка взаимодействия субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе по вопросам
качества электрической энергии», – отмечает статс-секретарь замминистра
энергетики.
Как следует из материалов к закону, в частности, им предполагается:
— уточнение определения
понятий «оперативно-технологическое управление», «оперативно-диспетчерское управление
в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», „рабочая
генерирующая мощность»;
— исключение устаревшего понятия «веерное отключение», а также
неиспользуемого понятия «максимально доступная генерирующая мощность».
Также ФЗ исключается не применяемые на практике нормы
об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти
(ФОИВ) в соглашениях о взаимодействии, заключаемых «Системным
оператором» с управляющей ЕНЭС компанией «ФСК ЕЭС» и организациями
коммерческой инфраструктуры.
Положение ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающее осуществление
«Системным оператором» контроля за реализацией инвестпрограмм генерирующих
компаний исключается. Как указывалось в пояснительной записке
разработчиков закона, «своевременная и надлежащая реализация генерирующими
компаниями инвестпроектов по строительству (реконструкции модернизации)
генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами ОРЭМ
механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров
о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего
оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств
по поставке мощности на оптовый рынок».
В связи с этим, заключалось в записке, «выполнения для этих
целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны Системного
оператора не требуется».
ФЗ также предусматривается конкретизация положения ФЗ «Об
электроэнергетике», устанавливающего основания для применения графиков
аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной
автоматики.
Также в рамках перевода госуслуги по утверждению нормативов
создания запасов топлива при производстве электроэнергии, а также
нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве
электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки
с установленной мощностью производства электроэнергии 25 МВт
и более на проактивный уровень (по факту наступления события,
а не по факту поступления заявления) перечень полномочий
правительства и уполномоченных им ФОИВов дополняются установлением
порядка утверждения нормативов запасов топлива.
Положения ФЗ «Об электроэнергетике» о применении технических
регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению
надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов
электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены
в соответствие с пунктом 4 статьи 1 ФЗ „О техническом
регулировании“, исключившим соответствующие требования из сферы действия
системы технического регулирования.