МОСКВА, 26 июня (BigpowerNews) — Совет федерации одобрил
законопроект № 653385−8 «о
распространении механизмов конкурентного рыночного ценообразования на
электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон
оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ)».
Госдума приняла проект 23 июля.
Правительство РФ внесло в Госдуму указанный проект 24 июня. В
первом чтении документ был принят 26 июня.
Документ вносит правки в федеральный закон «Об электроэнергетике»,
предусматривающие введение нового полномочия правительства по определению
отдельных частей ценовых зон ОРЭМ, ранее относившихся к неценовым зонам
оптового рынка, и установлению для таких территорий особенностей
функционирования ОРЭМ.
По информации Минэнерго, речь идет о Дальнем Востоке, Республике
Коми и Архангельской области.
При этом указывается, что перечень указанных частей ценовых зон и
особенности функционирования оптового рынка и розничных рынков
электрической энергии, действующие на их территориях, определяются
также правительством. С этой целью законопроектом предусматривается
наделение кабмина соответствующими полномочиями в области государственного
регулирования и контроля в электроэнергетике.
Как следует из законопроекта, правительство будет определять
производителей электроэнергии, к цене на мощность которых применяется
надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной
с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций,
модернизированных, реконструированных и (или) построенных
на указанных территориях ценовых зон.
При этом кабмин будет утверждать перечень подлежащих модернизации,
реконструкции и (или) строительству генерирующих объектов тепловых
электростанций, в отношении которых применяется компенсация стоимости
мощности за счет упомянутой надбавки к цене на мощность.
В течение переходного периода, сроки которого определяются
правительством, торговля электрической энергией и мощностью для
обеспечения оптовых потребителей в указанных частях ценовых зон
производится по регулируемым договорам поставки электрической энергии
и (или) мощности (РД). Условия РД определяет также правительство.
Объемы торговли по таким РД определяются правилами оптового
рынка.
По окончании переходного периода торговля электрической энергией
и мощностью для поставок оптовым потребителям в полном объеме
осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Одновременно с этим с целью осуществления госрегулирования
на оптовом рынке в отношении цен (тарифов) на электрическую
энергию (мощность), поставляемую для обеспечения потребителей в указанных
частях ценовых зон, законопроектом предусматривается наделение соответствующими
полномочиями кабмина и уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области регулирования тарифов.
«Предпосылкой к распространению механизмов конкурентного
ценообразования на электрическую энергию и мощность
на территориях неценовых зон оптового рынка стала необходимость развития,
генерации в соответствующих регионах РФ, вызванная резким ростом
электропотребления. При этом результаты сравнения деятельности генерирующих
компаний, функционирующих в ценовых и неценовых зонах оптового рынка,
показали, что в условиях конкурентного рынка работа электростанций более
эффективна, чем при государственном регулировании цен (тарифов)»,
— говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ожидается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января
2025 года.
В Минэнерго подчеркивают, что все действующие механизмы и надбавки
для Дальнего Востока продолжают свое действие. Для населения изменений в
ценообразовании не будет.
«После принятия закона будут обеспечены условия по недопущению роста
цен (тарифов) на электроэнергию для потребителей выше среднероссийского
уровня, в том числе обеспечение покрытия прогнозируемого дефицита мощности
с учётом ускоренных темпов развития этих регионов, строительство
энергомоста между энергосистемами Сибири и Дальнего Востока и иные
условия», — говорят в министерстве.
Там отмечают, что принятие Закона позволит провести конкурентные отборы
мощности новых генерирующих объектов, в том числе объектов ВИЭ,
и проектов модернизации тепловой генерации, с использованием рыночных
механизмов для привлечения инвестиций в развитие генерирующих
мощностей.