МОСКВА, 22 апреля (BigpowerNews) – Минэнерго РФ опубликовало
проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений
в некоторые акты Правительства РФ», предусматривающий новый подход к
определению объемов спроса на мощность в конкурентном отборе мощности (КОМ), а
также объемов учитываемого в отборе предложения для некоторых типов
генерирующего оборудования.
Документ разработан во исполнение указания президента РФ от 30.04.2022 №
Пр-760.
В частности, положениями проекта предусмотрено:
внедрение вероятностной модели спроса на мощность, которая будет учитывать
показатели фактической готовности генерирующего оборудования электростанций за
прошедшие периоды, особенности режимов работы ГЭС и распределения температур по
регионам в зимний период, участие ВИЭ генерации в покрытии пика потребления
электрической энергии. Ожидается, что такие решения позволят повысить точность
прогноза и снизить резерв генерирующих мощностей и, как следствие, стоимостную
нагрузку на потребителей;
при определении цены на мощность в рамках КОМ на 2027 год учесть рост
стоимости продукции энергетического машиностроения и затрат на сервисное и
техническое обслуживание основного энергетического оборудования;
усовершенствование порядка оплаты поставляемой на оптовый рынок мощности
путем внедрения механизма ее оплаты с учетом дифференциации в зависимости от
востребованности генерирующего оборудования. По оценкам разработчиков проекта,
данный подход усилит экономические стимулы к повышению эффективности работы
генерирующего оборудования и выводу неэффективного и устаревшего
оборудования;
снижение стоимости приобретаемой розничными потребителями электрической
энергии (мощности) в случае отказа поставщиков оптового рынка электрической
энергии и мощности от реализации проектов модернизации ТЭС.
Отметим, ранее Ассоциация «Совет производителей энергии» (СПЭ) выступила с
предложением скорректировать параметры КОМ и КОММОД, чтобы компенсировать
рост стоимости ремонтов и модернизации генерирующих мощностей.
По данным СПЭ, ИПЦ увеличился в 2023 году относительно уровня
2021 года на 20,2%. Одновременно с этим, средневзвешенный рост
условно-постоянных затрат (УПЗ) компаний, входящих в СПЭ, составил
37%. В том числе, инвестиционные затраты и расходы на ремонты
увеличились на 62%, ФОТ и взносы во внебюджетные фонды
– суммарно на 22%, прочие материально технические затраты
– на 14%.
«Для проведения КОМ необходимо увеличить ценовые параметры отбора для учёта
роста цен на ремонты и эксплуатацию. В текущих параметрах КОМ
его итоги приведут к ускоренному выводу мощности», — утверждалось в
материалах ассоциации.
Что касается отборов проектов модернизации ТЭС, то для проведения
следующих отборов (КОММОД), по мнению СПЭ, необходимо актуализировать
CAPEX и настройку параметров.
По данным СПЭ, капитальные затраты на реализацию мероприятий
модернизации за последние 5 лет увеличились кратно.
Напомним, правительство РФ постановлением от 29.12.2023
№ 2389 перенесло сроки конкурсных отборов мощности
в энергетике. Согласно документу, КОМ на 2027 год пройдет
до 1 августа 2024 года, КОММОД — не позднее
20 декабря.
КОМ-2027 должен был состояться в феврале 2024 года, осенью
2023 года генераторы просили кабмин сдвинуть сроки проведения конкурса
на осень 2024 года из-за сохраняющихся сложностей
с эксплуатацией парогазового оборудования.
Указанное постановление предполагает, что начиная с 2025 года,
ежегодные конкурентные отборы мощности будут проводиться до 15
февраля.
Также документом установлены сроки проведения в 2024 году отбора
проектов модернизации тепловых электростанций на 2028 год. Прием заявок
должен состояться до 1 ноября, а не к началу апреля,
как намечалось ранее, завершиться отбор должен «не позднее 20 декабря».
Перенос сроков КОМ и КОММод нужен в целях учета всех принятых
решений и документов стратегического планирования, а также появления
большей определенности по производственным возможностям предприятий
энергомашиностроения, объясняло ранее Минэнерго необходимость переноса.