Оптовые цены на электроэнергию в Коми и Архангельской области после запуска рыночных механизмов ценообразования могут заметно снизиться. В связи с этим «Т Плюс» и ТГК-2 опасаются, что их ТЭС в этих регионах могут стать убыточными, говорят источники в отрасли. По их словам, энергокомпании обсуждают возможность получения для своих электростанций особого статуса вынужденной генерации, чтобы получить более высокий тариф. В Минэнерго подчеркивают, что рынок «стимулирует наиболее конкурентных производителей».
МОСКВА, 12 февраля (BigpowerNews) Аналитики «СКМ Маркет Предиктор» (СКМ)
проанализировали ценовые последствия от вхождения Коми и Архангельской области
в первую ценовую зону энергорынка (европейская часть РФ и Урал). По итогам 2023
года оптовая цена на рынке на сутки вперед (РСВ) в первой ценовой зоне
составила 1,59 тыс. руб. за 1 МВт•ч. При имплементации правил рынка
цена РСВ в Коми снизится на 30%, до 1,12 тыс. руб., а в Архангельской
области — примерно на 7%, до 1,48 тыс. руб., следует из оценок «СКМ Маркет
Предиктор», пишет газета «Коммерсант».
Столь низкая цена РСВ в Коми обусловлена избытком мощности: производство
электроэнергии в 2023 году превышало спрос на 13%, пояснили газете в СКМ. Не
востребованная потребителями электроэнергия передается в общую энергосистему по
длинным ЛЭП 110 кВ и 220 кВ, из-за чего в сетях формируются высокие
потери. Избыток электроэнергии в совокупности с высокими потерями при передаче
вовне приводит к формированию низких цен в Коми, добавили там.
В «Совете рынка» сказали «Коммерсанту», что их расчеты, выполненные в 2023
году, не показали подобных результатов. Сейчас «Совет рынка» совместно с
Минэнерго занимается актуализацией расчетов, отметили в регуляторе.
В Коми и Архангельской области никогда не было рынка электроэнергетики, а
цены на электроэнергию и мощность для местных станций регулируются. Минэнерго
хочет запустить рыночные механизмы летом: электроэнергия будет продаваться по
ценам РСВ в зависимости от спроса и предложения, а цена на мощность будет
соответствовать цене конкурентного отбора мощности (оплата мощности окупившимся
станциям) первой ценовой зоны. В пояснительной записке к проекту постановления
о запуске рынка в неценовых зонах энергорынка сообщалось, что запуск оптового
энергорынка в Архангельской области приведет к снижению одноставочной цены
электроэнергии (электроэнергия плюс мощность) в 2024 году на 5,2% (в ценах 2023
года без учета влияния инфляции). В Коми показатель может упасть на 2,1%.
По данным, которые приводит «Коммерсант», установленная мощность ТЭС в Коми
— 2,5 ГВт, в 2022 году потребление электроэнергии там составляло
8,9 млрд кВт•ч, а максимум потребления мощности — 1,26 ГВт. В
частности, «Т Плюс» владеет в Коми Сосногорской ТЭЦ на 377 МВт, у
«Интер РАО» там работает Печорская ГРЭС на 1 ГВт. Установленная мощность
ТЭС в Архангельской области — 1,6 ГВт, в 2022 году потребление в регионе
составляло 7,2 млрд кВт•ч, максимум потребления — 1,1 ГВт. В
Архангельской области генерацией владеет ТГК-2, которой принадлежит угольная
Северодвинская ТЭЦ-1 на 149 МВт, а также газовые Архангельская ТЭЦ на
450 МВт и Северодвинская ТЭЦ-2 на 410 МВт.
Снижение цен на мощность и электроэнергию может привести к заметному
ухудшению финансовых показателей у «Т Плюс» и ТГК-2, рассказали
«Коммерсанту» несколько источников на рынке. По словам одного из них, компании
обсуждают возможность получения особого статуса для покрытия убытков, а именно
статуса «вынужденной работы» ТЭС.
В «Совете рынка» уточнили, что модель РСВ в целом обеспечивает покрытие
затрат поставщиков и их рентабельность. Исключения возможны в случаях, когда
генераторы работают на уровне нижнего предела регулирования и цена РСВ при этом
складывается на уровне ниже топливных затрат. В таких случаях поставщики могут
претендовать на доплату в рамках механизма работы в вынужденном режиме,
добавили там.
В Минэнерго считают, что энергосистемы Архангельской области и Коми имеют
достаточные перетоки электроэнергии для включения в состав первой ценовой зоны
и расчетов по рыночным принципам. В министерстве напоминают, что цена на РСВ
формируется маржинальным способом, в отличие от тарифного регулирования
стимулируя наиболее конкурентных производителей. Итоговый результат для станции
формируется за счет поставки электроэнергии, мощности и реализации тепловой
энергии. При включении в ценовую зону у собственников появляется возможность
участвовать в общей программе модернизации тепловых электростанций.
«Целесообразность отнесения станций к вынужденным оценивается отдельно»,—
сказали газете в Минэнерго.
Недостатков у рыночных механизмов формирования цен меньше, чем у
госрегулирования, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ
ВШЭ Сергей Сасим, слова которого приводит газета. Действующий подход к
ценообразованию не позволил добиться высокой эффективности существующей
генерации, отмечает он: «В частности, фактический удельный расход условного
топлива большинства ТЭС в неценовых зонах превышает нормативные значения. Рынок
формирует более корректные ценовые сигналы без избыточных и неэффективных
бюрократических усилий».