Замечания от службы получили субъекты РФ, которые резко увеличили энерготарифы для бизнеса, но при этом не ввели лимиты льготного потребления для населения, как рекомендовало правительство. Наибольшее возмущение регулятора вызвало решение властей Иркутской области: регион жалуется на майнинг в бытовом секторе, но вместо изменения тарифов для населения вновь увеличил их для бизнеса на 19%. У ФАС есть основания для отмены тарифов Иркутской области, считают аналитики, ожидая жесткой реакции Москвы.
МОСКВА, 20 декабря (BigpowerNews) ФАС рассматривает возможность пересмотра
новых тарифов на электроэнергию на 2024 год в ряде субъектов страны, сообщает
газета «Коммерсант» со ссылкой на несколько источников. По словам собеседников
издания, служба имеет претензии к регионам, которые резко увеличили тарифы на
передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов
потребления для
домохозяйств. Как сообщал «Коммерсант» в начале ноября,
правительство хочет обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юрлиц
переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления
(дифференцированные тарифы). Поправки к законодательству все еще находятся в
аппарате правительства, но между регуляторами и «регионами с превышением
предельных уровней» была достигнута договоренность «исходить из логики проекта
документа», поясняют собеседники газеты.
В России тарифы на электроэнергию для населения находятся ниже экономически
обоснованного уровня. Часть нагрузки регулятор перекладывает в тариф для
промышленности, то есть, по сути, бизнес субсидирует население. В каждом
регионе установлен предельный уровень этой субсидии. В 2022 году промышленность
доплатила за население около 241 млрд рублей, а в 2023 году — рекордные
294 млрд рублей.
Один из собеседников «Коммерсанта» утверждает, что ФАС может потребовать
пересмотра тарифных решений в девяти регионах. Наибольшее возмущение, по
сведениям газеты, вызвало решение тарифного органа Иркутской области, власти
которого в 2021 году просили запустить в РФ механизм дифференциации тарифов для
населения из-за бурного развития серого майнинга. Однако в итоге власти региона
решили оставить единый тариф для населения вне зависимости от объема
потребления: для городского населения одноставочный тариф с июля 2024 года
составит 1,58 рублей за 1 кВт•ч, а для сельских жителей —
1,106 рублей.
Как отмечает один из собеседников газеты, в Иркутской области удельное
потребление электроэнергии населением составляет 4 МВт•ч на человека в год, что
в три раза больше, чем во всех остальных регионах Сибири, и в четыре раза
больше, чем в Москве. Часть этого потребления приходится на майнеров в бытовом
секторе: нагрузка таких майнеров в регионе — около 200 МВт.
Вместо введения дифференциации тарифов для населения тарифная служба
Иркутской области увеличила одноставочные тарифы на передачу электроэнергии для
юрлиц во втором полугодии 2024 года сразу на 18,6%, хотя среднероссийский
средний уровень индексации — 9,1% (согласно прогнозу Минэкономики).
Тариф для коммерческого потребителя на высоком напряжении составит
0,595 рублей за 1 кВт•ч, для среднего напряжения —
1,24–1,56 рублей, а на низком напряжении — 2,068 рублей.
В результате нагрузка на бизнес в Иркутской области существенно вырастет.
Предельный объем перекрестного субсидирования в регионе (зафиксирован в
постановлении правительства №1178) составляет 5,73 млрд рублей. В 2023
году фактический объем субсидии для бизнеса в Иркутской области составил
7,7 млрд рублей, а в 2024 году из-за принятых тарифных решений может
превысить 8,03 млрд рублей, подсчитал директор Центра исследований в
электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Таким образом, в 2023 году Иркутская
область на 34,6% превысила разрешенный уровень субсидии, а в 2024 году — на
40%. Сергей Сасим напоминает, что в 2023 году правительство в качестве
исключения разрешило регионам превышать предельные уровни, но в 2024 году они
больше не имеют права так поступать.
Формальным поводом для отмены решения тарифного органа Иркутской области
может стать превышение фактической величины перекрестного субсидирования над
предельно допустимой по постановлению №1178, говорит Сергей Сасим. При отмене
решения в регионе начинают действовать предельные минимальные тарифы,
утвержденные для региона, а разница между ранее установленными тарифами и
предельными минимальными компенсируется из регионального бюджета, напоминает
он. Господин Сасим считает, что количество отмененных решений «будет зависеть
от поведения федерального регулятора». «Дифференциация тарифа для населения —
не самое комфортное решение для региона, но оно гораздо более приемлемо, чем
бюджетная ответственность,— полагает он.— Если ФАС не применит решительных мер
по отмене решений подобного рода, то отказ от дифференциации рискует стать
массовым явлением». Тарифная кампания в России завершится только в конце
декабря: по оценкам аналитиков time2save, тарифы на передачу электроэнергии для
юрлиц установили пока только 25 субъектов РФ, пишет «Коммерсант».