Поставка угля, продаваемого на сырьевой бирже, по железнодорожной сети
России даст положительный эффект для экономики России за счет рационализации
перевозок, такое мнение выразил журналистам замглавы РЖД Алексей Шило.
«Когда мы говорим про приход, например, угля на биржу и поставку его потом
по железной дороге, то имеет смысл стимулировать такие поставки, возможно,
какой-то приоритизацией. Потому что это точно давало бы хороший экономический
эффект для страны в целом. У нас очень много сегодня нерациональных поставок
угля, которые, как нам кажется, во многом связаны с тем, что сама полная
цепочка поставки угля не всегда прозрачна», – сказал он.
Шило отметил, что биржевые продажи выгодны всем участникам сделки:
поставщику, получателю и перевозчику. Кроме того, исчезает необходимость
большого числа посредников при покупке товара. Переплата в случае
нерациональной перевозки груза в конечном итоге ложится на конечного
получателя, добавил Шило.
«Если бы коллеги использовали биржевые поставки и использовали сервис
оператора товарной поставки, видели бы все составляющие – цены предоставления
вагонов, железнодорожный тариф, дополнительные платежи с точки зрения штрафов
и, естественно, саму цену покупаемого угля. Мне кажется, что было бы для
экономики страны больше плюсов, если действительно мы все вместе стимулировали
такие перевозки и использовали лучше биржу», – заключил Шило.
В конце марта Шило предложил активнее использовать сервис поставок торгуемых
на бирже товаров и задействовать его не только для нефтепродуктов, а еще,
например, для леса и угля.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) и РЖД
несколько лет назад запустили электронную площадку «Оператор товарных поставок»
(ОТП). Платформа использует только электронный документооборот, предоставляет
данные о движении груза, организует оперативные расчеты. ОТП позволяет
отслеживать исполнение биржевого договора в реальном времени: с момента
поставки товара сдачи его перевозчику до момента получения на станции
назначения.