О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Примечание: Презентация к докладу главы МЭР РФ Максима
Решетникова о прогнозе Стенограмма Максима Решетникова на 529 заседании Совета Федерации Российской Федерации. Представляю прогноз Прежде чем перейти к прогнозу, несколько слов о текущей ситуации. Российская экономика оказалась устойчивой к глобальным вызовам. Спад ВВП в июле составил 4,3%, сократившись по сравнению с июнем. Потребительский спрос прошел нижнюю точку спада во втором квартале и восстанавливается. Поддержку ему оказывает стабильная ситуация на рынке труда. Свой вклад вносят дополнительные меры социальной поддержки, запущенные во втором квартале текущего года по поручению Президента страны – индексация пенсий, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, начало новых выплат. Если убрать фактор индексации тарифов в начале июля, то уже 17 недель на потребительском рынке идет постепенное снижение цен после весеннего всплеска. Инвестиционная активность в первом полугодии находилась на высоком уровне, бизнес стремился максимально ускорить завершение начатых проектов. Восстанавливается кредитование экономики – за август рублевый кредитный портфель вырос на 2,4 трлн руб. В большей степени за счет кредитования предприятий. Хотя оживление есть и по физическим лицам, в том числе – рост ипотечного кредитования. Снижение Центральным банком в прошлую пятницу ключевой ставки укрепит этот тренд. Экономику также поддерживает бюджетный импульс. Бюджетная система в целом перешла к дефициту в августе этого года – в первую очередь, за счет расходования средств федерального бюджета. То есть сейчас бюджеты всех уровней тратят денег больше, чем поступает в них налогов. Ожидается, что нижняя точка спада экономики будет пройдена в четвертом квартале этого года. И по итогам 2022 года мы ожидаем, что ВВП сократится на 2,9%. Спад инвестиций, с учетом снижения во втором квартале, останется в пределах 2%. Безработица на конец года – на уровне до 4,5%. Замедлится инфляция: после пикового значения в 17,8% в апреле, к концу года мы ожидаем снижение до 12,4%. Эти итоги – результат реализации плана первоочередных действий, который
запустил процессы адаптации экономики к новым реалиям. В основе Прогноза
Он предполагает, что спад экономики в 2023 году составит 0,8%,
преимущественно Потребительский спрос будет поддержан ростом реальных доходов населения. Прогнозируем низкие уровни безработицы на горизонте до 2025 года, а также устойчивый рост реальных заработных плат и предпринимательских доходов. Дополнительный вклад внесет индексация социальных выплат. Вместе с оживлением кредитования все это существенно поддержит потребительский спрос. По инвестициям: Экспорт в следующем году замедлит снижение в реальном выражении, а в 2024–2025 годах вернется к росту – главным образом, за счет ненефтегазового экспорта. Также мы учитываем планы Министерства энергетики по переориентации нефтегазового экспорта в нейтральные страны. Импорт продолжит восстанавливаться. Если сейчас восстановление идет в основном потребительского импорта, то с 2023 года постепенно начнет расти промежуточный импорт и импорт инвестиционный. Рост экономики будет сопровождаться сдвигами в отраслевой структуре. Доля экспортноориентированных отраслей будет постепенно снижаться. При этом увеличится доля обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, сферы ИТ, строительства и ЖКХ, туризма и сферы услуг. Промышленное производство будет восстанавливаться, начиная с 2024 года с учетом спада в добывающей промышленности и в экспортноориентированных отраслях экономики. С точки зрения внешних параметров. С учетом замедления глобального роста мировой экономики заложено умеренное снижение цен на нефть: с 70 долларов за баррель в 2023 году до 65 в 2025. Также ожидается ослабление относительно текущих значений курса рубля . В то же время, это очень важно, реальный курс рубля будет в ближайшие годы на 10−15% крепче, чем в среднем за последние 5 лет. Инфляция составит 5,5% на конец следующего года, а затем выйдет на целевой уровень в 4%. Вместе с тем, остаются риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике. Это и рецессия на мировых рынках, прежде всего в Европе, «замедление» Китая, возможное ужесточение санкций. Поэтому необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках. А это напрямую связано с реализацией системных решений и приоритетов. Они были разработаны Правительством в рамках отраслевых сессий под руководством Председателя Правительства и легли в основу бюджета. Первый приоритет – это развитие Приоритеты здесь – увеличение перевозок Второй приоритет – импортозамещение. Здесь мы решаем две ключевые задачи. Первая задача – оперативная: восстановление импорта, поиск комплектующих взамен поставок из недружественных стран, чтобы не останавливать действующие производства. Сейчас для этого в рамках Плана первоочередных действий реализуется целый комплекс мер – обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования. Был недавно в Ярославской области на площадке крупнейшего разработчика
автономных и мобильных электростанций. Тех, которые обеспечивают
энергоснабжение на стройплощадках, заводах, нефтяных скважинах. Компания,
благодаря таким решениям, оперативно замещает западные комплектующие на
продукцию из Китая и стран Вторая задача в импортозамещении – стратегическая: замена импорта за счет внутреннего производства. Здесь будут реализованы более 400 проектов с относительно небольшим объемом вложений и, что называется, коротким инвестиционным циклом. А также ряд масштабных программ, которые требуют больших инвестиций. К примеру, под новую линейку самолетов нужно профинансировать обновление и расширение производственных мощностей. Здесь очень важна выверенная экономическая модель, так как далеко не всегда такие вложения можно осуществлять исключительно за счет кредитных средств, даже по льготным ставкам. Потому что в конечном итоге возврат таких кредитов придется заложить в цену самолета, и, в ряде случаев может привести не к конкурентоспособной цене, которую транспортные авиакомпании не готовы будут платить. Поэтому в ряде случаев нам потребуются прямые инвестиции из бюджета. Это касается не только авиастроения, но и судостроения, радиоэлектроники, транспортного и сельхозмашиностроения, малотоннажной химии. В целом, бизнес уже активно включился в работу по импортозамещению, используя разные инструменты поддержки. Так в Ростовской области при поддержке Фонда развития промышленности, а также с привлечением механизма по субсидированию производителей сельхозтехники, строится завод по выпуску тракторов, экскаваторов, погрузчиков – тех моделей и характеристик, которых ранее не было в стране. А в Тульской области инвестор заходит на площадку, не так давно созданной площадкой, ОЭЗ, чтобы открыть первое в России производство лимонной кислоты. И таких примеров десятки и десятки. Третий приоритет – обеспечение технологического суверенитета и ускоренной
цифровизации. Здесь инструментами будут: модернизированная система управления
НИОКРами, заключение соглашений с госкомпаниями и корпорациями К примеру, в рамках В цифровизации приоритет – это производство отечественного оборудования для телекома, переход от цифровизации гостеха к цифровизации реального сектора экономики, развитие необходимого программного обеспечения, взамен западного. Следующий приоритет – стимулирование инвестиционной активности. Это
поддержка импорта оборудования для инвестионных проектов, в том числе за счет
Все эти инструменты дадут нужный стране экономический рост, если эффективно
будут применяться на местах. Как и целый ряд уже зарекомендовавших себя
механизмов – особые экономические зоны, индивидуальные программы развития
регионов, инфраструктурные бюджетные и кредиты, соглашения
Ключевое здесь – это гарантии неизменности условий для реализации инвестпроектов. И здесь одним из важных решений стала корректировка механизма ТОСЭР по вашей, уважаемые коллеги, инициативе. И, конечно, совершенствование механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений. На прошлой неделе Председатель Правительства в развитие одобренного вами закона, изменение закона о СЗПК утвердил новый порядок заключения соглашений. Сейчас в Минэкономразвития более 70 заявок от регионов. Больше всего заявок –7 проектов – от Республики Татарстан, 5 от Нижегородской области, по 4 – от Воронежской, Свердловской и Курской областей. Иркутская область, которая в эти дни презентует себя в Совете Федерации, подала 2 заявки на проекты в сфере добычи полезных ископаемых и лесной промышленности. При этом в высокой степени готовности и подтвержденные инвесторами в текущий момент 20 заявок на 500 млрд рублей инвестиций. В ближайшее время они будут рассмотрены ВЭБом и получим подтверждение регионов. Напомню, это новые полномочия в рамках данного инструмента. Для поддержания инвестиционной активности также важно реализовать меры по развитию финансовых рынков. В том числе необходимо расширить набор инструментов для привлечения «длинных» денег в экономику, а также для стимулирования выхода компаний на рынок капитала и расширения механизмов хеджирования процентного риска. Так, как это уже работает в Фабрике проектного финансирования. И, наконец, еще один проект – развитие интеграции в рамках ЕврАзЭС и со
Еще раз подчеркну: основа экономического роста – внутренний спрос. Новые возможности, связанные с наращиванием предложения в отраслях, которые ориентированы на растущий внутренний рынок: традиционные наши приоритеты — жилье и ЖКХ, АПК и производство продуктов, культура и спорт. И, конечно, развитие внутреннего туризма, чем мы активно занимаемся в последние годы. При этом надо отметить, что в новых условиях разные регионы чувствуют себя
Вместе с тем, надо отметить, что ряд регионов столкнулся со сложностями. В
первую очередь, сложнее оказалось При этом, и эти территории активно перестраивают работу. Так, Карелия
не только продолжает активно реализовывать ключевые инвестпроекты –
строительство технопарков, Онежского судостроительного и Сегежского
деревообрабатывающего заводов, но также планирует запускать новые, видя в этих
ограничениях возможности. К примеру, когда икра для выращивания форели
оказалась под ограничениями ввоза, регион, который производит 70% этой
продукции в стране, сейчас планирует строительство Уважаемые сенаторы! В завершение. То, что экономика чувствует себя лучше,
чем ожидалось, мы напрямую связываем с тремя факторами. Первый – это
сформированный запас прочности и итоги развития в предыдущие годы. Второй
фактор – принятые Правительством и Центробанком по поручению Президента меры по
поддержке экономики, которые оказались оперативными и сработали. Третий, на мой
взгляд, главный – это предпринимательская инициатива. Наш бизнес, наши
предприниматели, воспользовавшись снятием административных барьеров, повышением
гибкости государственного регулирования, предоставленными льготными кредитами и
отсрочками по налогам и сборам, быстро адаптируются к новым условиям. Но, конечно, впереди – новый этап, новые совместные задачи. Кроме того, как Валентина Ивановна, вы сказали, сегодня, открывая сессию, действительно нас ждет большая работа над бюджетом и связанными с ним законопроектами, где должны быть отражены все стратегические приоритеты по развитию экономики. Поэтому, как и прежде, коллеги, рассчитываю на дальнейшую конструктивную работу. Благодарю за внимание.
ГЛАВНОЕ
|
![]()
|