Проект, в частности, предполагает достижение углеродной нейтральности страны к 2060 году, выбирает приоритетом интенсивный сценарий, предполагающий снижение выбросов парниковых газов на 79% к 2050 году, и впервые связывает низкоуглеродную трансформацию в РФ с экономическим ростом.
МОСКВА, 6 октября (BigpowerNews) Новый вариант стратегии
социально-экономического развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросов
парниковых газов был рассмотрен на совещании у первого вице-премьера Андрея
Белоусова 27 сентября и 30 сентября разослан на согласование в Минэнерго,
Минпромторг и Минприроды, сообщает газета «Коммерсант», располагающая текстом
документа. Также вчера стратегия обсуждалась на совещании президента Владимира
Путина с членами правительства. Эта версия (уже третья) — самая амбициозная из
всех, а из четырех сценариев прежних проектов в ней осталось только два:
инерционный и целевой (интенсивный), который и предлагается как основной, пишет
газета.
«Стратегия доработана по замечаниям профильных ведомств и правительства. В
задачи целевого сценария мы закладываем обеспечение глобальной
конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях
глобального энергоперехода. В инерционном — предполагаем сохранение текущей
экономической модели, включая сохранение структуры энергобаланса»,— заявил
изданию глава Минэкономики Максим Решетников.
Интенсивный сценарий предполагает рост выбросов до 2030 года лишь на
0,6% и их снижение на 79% от нынешнего уровня (и на 89% от уровня 1990 года) к
2050 году. Одновременно учтен и сильный рост поглощающей способности экосистем,
в 2,2 раза (за счет мер в лесном и сельском хозяйстве), что, впрочем, ниже, чем
в прежних версиях стратегии. Падение нефтегазового экспорта на уровне 2% в год
в реальном выражении с 2030 года будет сопровождать рост ненефтегазовых
поставок на 4,3% в год, а темпы роста экономики в 2030–2050 годах составят 3% и
замедлятся до 2,7% к концу 2040−х годов. Достижение углеродной нейтральности РФ
предполагается к 2060 году, но, возможно, и ранее. Среди мер снижения выбросов
упомянуты углеродное ценообразование (система квотирования, внедрение
нормативов, стимулирование низкоуглеродных технологий, корректировка НДПИ),
развитие зеленого финансирования и поддержка распространения сертификатов
происхождения энергии, а также развитие системы публичной нефинансовой
отчетности. Реализация такого сценария потребует совокупных инвестиций в
снижение выбросов в размере 1% ВВП в 2022–2030 годах и 1,5–2% ВВП в 2031–2050
годах.
В инерционном сценарии выбросы, напротив, растут на 8% к 2030 году
и на 25% к 2050 году (от нынешнего) при неизменной поглощающей способности
лесов. Совокупная чистая эмиссия парниковых газов в 2021–2050 годах в этом
сценарии окажется выше, чем в ЕС (что противоречит президентскому поручению),
углеродоемкость экономики РФ превысит среднемировые показатели к 2050 году, а
углеродная нейтральность достигнута не будет. С 2027 года российскую экономику
ожидает падение нефтегазовых доходов на 2,7% в год, не компенсированное
расширением ненефтегазового экспорта, а рост ВВП в 2030–2050 годах составит
1,5% и к 2050 году замедлится до 1%.