Холдинг также обдумывает строительство Мотыгинской ГЭС на 1 ГВт в Сибири за 1,3 млрд долл для выпуска 116 тыс. тонн водорода. Стоимость водорода оценивается в 2–3 долл за 1 кг, что вдвое ниже оценок зарубежных проектов. Для перевозки водорода En+ намерена производить алюминиевые контейнеры и просит государство создать рынок сбыта, заставив госкорпорации и нефтегазовые компании закупать их.
МОСКВА, 2 августа (BigpowerNews) En+ рассматривает возможность
производства более 133 тыс. тонн водорода в год методом электролиза на
ГЭС, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на презентацию компании. Около
18 тыс. тонн водорода в год компания хочет выпускать на свободных
мощностях своих станций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской в Иркутской
области, а также Индской в Карелии — суммарной мощностью 9 ГВт. Для
производства водорода доступно 228 МВт. Стоимость водорода — 2,2–3 долл за
1 кг. Водород в сжиженном виде или в виде аммиака предполагается
экспортировать в Южную Корею, Японию и Финляндию. По расчетам En+, пишет
газета, стоимость аммиака составит 4,1–4,5 долл, сжиженного водорода — 4,3–5,2
долл за 1 кг с учетом доставки.
En+ также думает над строительством Мотыгинской ГЭС мощностью 1 ГВт на
реке Ангара исключительно под производство водорода. Предварительный CAPEX
проекта — 1,3 млрд долл, срок строительства — девять лет. Цена
электроэнергии — 42,4 долл за 1 МВт•ч. Объем производства водорода
оценивается в 115,6 тыс. тонн в год. Ориентировочная цена водорода — 2,9
долл за 1 кг, аммиака — 4,9 долл, сжиженного водорода — 4,4 долл, включая
доставку ($0,6).
«Проекты находятся на стадиях предТЭО и ТЭО, объемы потенциального
производства водорода очень предварительные»,— заявили «Коммерсанту» в En+.
Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами, в том числе за рубежом.
Вопросы финансирования будут рассматриваться по каждому проекту отдельно,
говорят в холдинге.
По данным издания, En+ также разработала концепцию инфраструктуры
водородного транспорта в Красноярске. На Красноярской ГЭС предполагается выпуск
водорода для производства топлива для автобусов. Стоимость оборудования
оценивается в 2 млн евро, импортных автобусов — в 1 млн евро за
штуку. Финансирование этого проекта предполагается из средств компании, говорят
в En+.
Наиболее проработанный проект En+ — производство алюминиевых
танк-контейнеров для перевозки аммиака и сжиженного водорода автомобильным и
железнодорожным транспортом, а также по морю (En+ — крупнейший акционер
«Русала»).
Полезный объем — 43,5 кубометра. ПредТЭО выполнено, проводится НИОКР.
По оценкам En+, спрос на контейнеры до 2035 года составит минимум
13,4 тыс. штук, а максимум — 47 тыс. Запуск опытного производства
намечен на 2024 год, сообщили «Коммерсанту» в En+.
Пока финансирование проекта по выпуску контейнеров-цистерн идет из средств
компании, но холдинг «готов рассматривать иные формы, в том числе привлечение
партнеров, использование господдержки», заявили газете в En+. В качестве
господдержки компания предлагает привлечь якорных покупателей контейнеров,
например «Росатом», «Роснано», НОВАТЭК, «Газпром», ОАО РЖД и «Трансмашхолдинг»,
говорится в презентации En+.
Аналитики скептически относятся к планам En+. В частности, оценка стоимости
Мотыгинской ГЭС на уровне 1,3 млрд долл выглядит «сверхамбициозной» —
«РусГидро», которое разрабатывало проект ГЭС в 2011 году, оценивало его тогда
примерно в 3 млрд долл, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Если En+
уложится в 1,3 млрд долл, то водород по цене 2,9 долл за 1 кг будет
одним из самых конкурентоспособных в мире (мировые цены варьируются от 4 долл
до 6 долл). Однако при существенном увеличении CAPEX доходность проекта «может
уйти в глубокий минус», считает аналитик.
Представленные оценки стоимости водорода с учетом доставки выглядят
адекватными, но все же в перспективе 2035 года стоимость нужно будет снижать
хотя бы вдвое, в основном за счет удешевления электролизеров, считает Игорь
Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет».
А с объемами 133 тыс. тонн водорода в год не получится занять серьезную
долю мирового рынка: на стадии быстрого роста в 2035–2040 годах речь пойдет о
десятках миллионов тонн. Проект по производству контейнеров «вызывает
существенные сомнения», отмечает Игорь Чаусов, поскольку рассматриваемые сейчас
водородные проекты в основном нацелены на отгрузку водорода на морские танкеры,
а не контейнеры, пишет «Коммерсант».