ЕК представила экоплан EU Green Deal, предполагающий введение углеродного налога на импорт электроэнергии, стали и алюминия.
Он затронет поставки из России объемом 7,6 млрд долл в год, подсчитало Минэкономразвития.
МОСКВА, 15 июля (BigpowerNews) Еврокомиссия в среду, 14 июля, представила
экологический план EU Green Deal, предполагающий снижение к
2030 году атмосферных выбросов на 55% к уровню 1990 года. Он предполагает
введение трансграничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment
Mechanism, CBAM) на импорт в страны ЕС стали, цемента, алюминия, удобрений и
электроэнергии.
Как сообщает РБК, схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе
заработает в тестовом режиме с начала 2023 года, при этом импортерам дадут
трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с
1 января 2026 года.
Механизм углеродного налога затронет российские поставки в ЕС железа и стали,
алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме 7,6 млрд долл в год, заявил
РБК через представителя министр экономического развития Максим Решетников. Он
выразил сомнение, что Еврокомиссия при разработке экологического плана
придерживалась соглашения ВТО, а также отметил, что взаимосвязь между
предлагаемым механизмом и борьбой с изменениями климата неочевидна. Рамочная
конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с
изменением климата не должны использоваться для ограничения международной
торговли, добавил министр.
План Еврокомиссии также предполагает переход на полностью «чистые», избавленные
от выбросов углекислого газа (CO₂) автомобили. К 2025 году планируется
сократить производимые ими выбросы на 15%, к 2030 году — на 55% (прежний
ориентир — на 37%). К 2035 году автомобили в Европе вообще должны
перестать иметь вредные выбросы. Это фактически будет означать запрет на
продажу новых машин с двигателями внутреннего сгорания — дизельными и
бензиновыми, отмечает РБК.
При этом, сообщает издание, предлагается развивать инфраструктуру обслуживания
электромобилей, в частности сети зарядных станций. В течение ближайших десяти
лет за счет государственных и частных инвестиций планируется вложить в этот
сегмент около 50 млрд евро.
Еврокомиссия, кроме того, предлагает обязать авиакомпании и судоходный сектор
компенсировать углеродный след и использовать низкоуглеродные синтетические
виды топлива на рейсах из аэропортов и морских портов ЕС.
К тому же будет расширена действующая система торговли квотами на выбросы
CO₂, что позволит импортерам покупать «зеленые» сертификаты на свою продукцию
по тем же ценам, что и европейским производителям. Стоимость сертификата
будет равна средней цене тонны выбросов на рынке ETS за прошлую неделю. В конце
июня 2021 года цена тонны выбросов побила новый рекорд, превысив 56 евро.
По оценкам аудиторской компании KPMG, нагрузка для российских экспортеров в
случае введения трансграничного налога составит от 6 млрд долл за 2028–2030
годы до 50,6 млрд долл до 2030 года. При этом эксперты оценивали эффект для
значительно большого количества товаров из России, включая газ, никель и медь,
углеродоемкость которых превышает европейский бенчмарк в два-три раза.
Как следует из обнародованных 14 июля документов, трансграничный налог сильнее
всего ударит по российским экспортерам стали и металлопродукции, алюминия,
удобрений и электроэнергии, пишет РБК. В 2020 году Россия поставила в ЕС около
1,8 млн т алюминия и около 3 млн т стального проката. Если исходить из оценки
выбросов в 4 т CO₂ на тонну алюминия и 2 т CO₂ на тонну стального проката, то
при ставке 50 евро (за тонну выбросов) ежегодные потери российских экспортеров
могут составить около 355 млн долл по алюминию и 300 млн долл по стали,
подсчитал директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
Пока план Еврокомиссии не позволяет оценить все риски, связанные с введением
трансграничного углеродного налога, так как методика расчета и перечень
учитываемых производственных процессов не определены, говорит директор
департамента экологии и климата группы НЛМК Никита Воробьев, слова которого
приводит РБК. «Группа НЛМК последовательно занимается снижением углеродного
следа при производстве и соответствует уровню лучших европейских производителей
по данному показателю. В связи с этим мы рассчитываем на справедливый подход
при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии
производителей, а не усредненных или теоретических показателей», — отметил
он.
UC Rusal, экспортирующая в ЕС значительную часть своей продукции, сможет
получить частичное возмещение налога после его уплаты, если будет поставлять в
Европу товары своего низкоуглеродного бренда ALLOW, отмечают эксперты
ProClimate. Менеджмент UC Rusal недавно сообщил о планах выделить активы,
требующие дорогостоящей модернизации для снижения выбросов, в отдельную
структуру. Это позволит компании сфокусироваться на экспорте алюминия с низким
углеродным следом.
«Наша позиция в значительной степени совпадает с позицией алюминиевой отрасли
ЕС. Мы считаем, что появление пошлин автоматически приведет к увеличению
средней стоимости алюминия на рынке», — сообщил РБК представитель UC
Rusal.
От нового климатического плана ЕС могут пострадать не только импортеры, но и
европейские производители, отмечает РБК. Например, ассоциация European
Aluminium (объединяет европейских производителей алюминия) недавно призвала
отменить введение механизма углеродного налога для алюминиевого сектора,
поскольку он ставит европейских производителей в невыгодное положение
относительно зарубежных конкурентов и не имеет ничего общего с борьбой с
изменением климата. Действующая сейчас схема бесплатного распределения квот на
выбросы CO₂ очень важна для алюминиевой отрасли, потребляющей огромные объемы
электроэнергии, указывает ассоциация. По оценкам консалтинговой компании CRC,
власти ЕС компенсируют европейским компаниям, задействованным в алюминиевом
секторе, порядка 75% расходов, связанных с выбросами CO₂.
Если схему распределения бесплатных квот заменят на механизм углеродного
налога, то расходы европейских компаний существенно увеличатся. Выбросы CO₂ в
среднем составляют 6,7 т на тонну алюминия на европейских производствах.
Ранее ЕС использовал механизм антидемпинговых пошлин для защиты от зарубежных
конкурентов, прежде всего из России и Китая, «только не под экологическим
зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на
сырье в странах-экспортерах», напоминает экс-директор департамента торговых
переговоров Минэкономразвития, заведующий кафедрой торговой политики Высшей
школы экономики Максим Медведков. Но после серии проигранных дел в суде ВТО
возникла концепция углеродного налога, в центре которой все те же
отрасли — металлургия и производство удобрений, добавил он.
Решетников надеется, что представители ЕС сдержат данные ранее обещания и
обеспечат соответствие своего экологического плана нормам ВТО, Рамочной
конвенции ООН об изменении климата и других международных соглашений. Министр
считает, что глобальную проблему изменения климата можно решить только с
помощью «скоординированных действий всех стран». «Рассчитываем на
содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии», — добавил он, пишет
РБК.
МОСКВА, 7 декабря (BigpowerNews) - Министерство энергетики РФ может
поддержать предложение генерирующих компаний перенести конкурс отбора мощностей
(КОМ) на 2027 год с февраля 2024 года на осень 2024 года, однако решение еще не
принято.
МОСКВА, 6 декабря (BigpowerNews) – Правительство РФ постановлением
от 29.11.2023 N 2026 внесло изменения в некоторые акты
кабмина по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике.
МОСКВА, 6 декабря (BigpowerNews) - Заседание правительственной комиссии по
вопросам развития электроэнергетики назначено на 8 декабря, сообщает издание
Переток со ссылкой на свои источники.
Сведения о направлении IT-деятельности:
ОКВЭД 63.11.1 (деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов).
Предоставление информационных услуг в области электроэнергетики на базе собственной инфраструктуры:
- Доступ к базе данных актуальной специализированной информации, поиск по запросу;
- «Bigpower Daily» - ежедневный информационный обзор электроэнергетики РФ;
- «Энергетика России: Итоги недели» - еженедельный обзор электроэнергетики РФ.
Самые актуальные новости энергетики России в профессиональном он-лайн издании BigpowerNews.
Обзоры рынка, интервью, свежий взгляд на современные проблемы электроэнергетики – вся эта информация теперь представлена в одном месте!
Электроэнергетика Российской Федерации и Москвы, в частности, рассматривается на страницах нашего специализированного издания.
Текущее состояние и новое в электроэнергетике Вы сможете узнавать в режиме реального времени.