Введение в Европе углеродного налога для импортируемой продукции с высоким углеродным следом грозит российскому ТЭКу потерями до 1,2 млрд евро в год, оценили в Vygon Consulting. Однако введение аналогичной системы в России обойдется отрасли на порядок дороже, в 18 млрд евро, и эксперты говорят о значительных рисках «поспешных шагов в регулировании».
МОСКВА, 8 июня (BigpowerNews) Платежи российского ТЭКа при запуске в
Европе трансграничного углеродного регулирования (ТУР) на импорт товаров с
высоким углеродным следом составят 0,3–1,2 млрд евро в год. Для
нефтепереработки оценка составляет 0,14–0,78 млрд евро, но цифра может
вырасти при увеличении экспорта и подорожании эмиссионных квот, пишет
«Коммерсант» со ссылкой на исследование Vygon Consulting.
По оценкам Vygon Consulting, общие потери в нефтегазохимии составят
0,05–0,29 млрд евро в год.
Резолюцию о введении углеродного налога Европарламент принял в марте.
Предполагается, что ставка будет рассчитываться на базе европейской системы
торговли квотами (EU ETS), введенной в 2005 году. До 2012 года более 90% квот
по предприятиям распределялись бесплатно, затем ввели продуктовые бенчмарки,
учитывающие объем выбросов СО2 на тонну продукции, рассчитанные по 10% наиболее
эффективно функционирующих предприятий в отрасли. В 2021 году EU ETS перешла в
четвертую фазу, которая предполагает введение аукционной модели с ежегодным
снижением предельного уровня выбросов на 2,2%. Кроме того, не учитываются
«оффсеты» — сертификаты о происхождении электроэнергии. В этой связи
российские низкоуглеродные сертификаты могут быть не учтены при формировании
косвенных выбросов и должны стать отдельным пунктом переговоров с европейскими
партнерами, говорится в исследовании. Цена квоты внутри системы, которая долго
не превышала 10 евро за тонну CO2–эквивалента, до 2030 года будет составлять,
по разным оценкам, 32–89 евро, пищет «Коммерсант».
Прямые и косвенные выбросы, а также выбросы при использовании продукции в
России Vygon Consulting оценивает в 3,1 млрд. тонн СО2–эквивалента, из
которых 54% приходится на экспортируемую продукцию.
В исследовании рассматривается несколько вариантов снижения платежей,
отмечает газета. Один из них — запуск собственной системы торговли квотами,
копирующей EU ETS. Но, считают в Vygon Consulting, общая нагрузка на бизнес от
введения такой системы будет несопоставима с экономией на платежах ТУР.
Так, суммарный платеж от отраслей ТЭКа составит 14,6–18 млрд евро в
год, из них 74–90% придется на электроэнергетику. Исходя из параметров
экспорта в ЕС в 2015–2020 годах на уровне 6–13 млрд. кВт•ч в год, компании
могут заплатить 80–180 млн евро в год. В случае же запуска собственной
системы при цене €40 за тонну СО2–эквивалента общий платеж увеличится на
13,3 млрд евро, повысив средние цены на электроэнергию для бизнеса
на 30–40%. Причем оценка включает только выбросы при производстве
электроэнергии в ценовых зонах оптового рынка. В случае включения в базу
выбросов при производстве электроэнергии вне ценовых зон и тепла (сейчас
в EU ETS большая часть производимой теплоэнергии либо исключена из
периметра, либо освобождается от платы) платежи могут вырасти в 1,5–2 раза.
Российские НПЗ от введения национальной системы торговли квотами могут
потерять 0,51–2,37 млрд евро, нефтегазохимические компании — от
0,66 млрд. до 2,29 млрд евро. Наиболее уязвимо производство аммиака,
большие объемы которого экспортируются. Возможным решением может стать
производство дальнейших переделов (азотных удобрений), которые не облагаются
платой в рамках EU ETS.
По мнению управляющего директора Vygon Consulting Григория Выгона, слова
которого приводит «Коммерсант», для эффективной адаптации России к глобальному
тренду декарбонизации необходимо повысить качество оценок углеродного
следа.
Чтобы минимизировать риски введения ТУР, следует не только стимулировать
климатические проекты, но и создать методики по оценке эффективности
«оффсетов», в том числе в части поглощающей способности лесов, полагает
эксперт.
Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и
СНГ Владимир Лукин считает, что ключевым риском введения ТУР для крупного
российского бизнеса выступает не сама финансовая нагрузка, а «поспешные
действия российского правительства, которые могут быть предприняты в
регуляторной среде, если слепо копировать методы и подходы, которые применяются
в ЕС». Система регулирования, подчеркивает эксперт, должна прежде всего
обеспечивать мониторинг и методическое обеспечение учета выбросов парниковых
газов, а также поддержку инициатив бизнеса и создание благоприятных условий для
их реализации, пишет «Коммерсант».