Zoom Video Communications запретила своим дистрибуторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций госучреждениям и госкомпаниям в России и СНГ. Zoom следует за Microsoft, которая отказалась от поставок софта в МГТУ им. Н. Э. Баумана из-за риска санкций со стороны США, полагают эксперты. Участники рынка уверены, что западные сервисы смогут заменить отечественные аналоги.
МОСКВА, 7 апреля (BigpowerNews) – Газете «Коммерсант» удалось ознакомиться с
письмом дистрибутора решений Zoom в России и СНГ «РайтКонф» партнерам от 31
марта. По информации издания, в нем говорится, что Zoom Video Communications
Inc. отзывает у российского партнера авторизацию на продажу сервиса для
госучреждений и организаций с государственными бенефициарами. Гендиректор
«РайтКонф» Андрей Петренко подтвердил «Коммерсанту» подлинность письма. По его
словам, требования Zoom касаются не только РФ, но и стран СНГ.
Сейчас мы уточняем детали дальнейшей работы, не исключаю, что компания
сделает отдельный продукт для госсектора»,— добавил топ-менеджер.
По его словам, работа по действующим контрактам продолжится, пишет
«Коммерсант».
По данным Telecom Daily, до 2020 года объем рынка видео-конференц-связи
(ВКС) в России постепенно снижался: с 2,62 млрд рублей в 2016 году до 2,1 млрд
рублей в 2019 году. Из-за перехода на удаленный режим работы в 2020 году рынок
вырос до 2,5 млрд рублей. По оценкам TrueConf, Zoom стал самым популярным
корпоративным сервисом видеосвязи в России, заняв 25% рынка. На втором месте
сам TrueConf с 23%, затем Skype с 14%.
Zoom не первая компания, которая прекратила или ограничила оказание услуг в
России, отмечает «Коммерсант».
В декабре 2020 года стало известно, что Microsoft отказалась продавать софт
МГТУ им. Н. Э. Баумана, поскольку вуз попадает под санкции США за подготовку
специалистов по вооружениям. Скорее всего, решение Zoom также связано с
санкционными рисками, отмечает директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов:
«Учитывая, что США — это главный рынок для Zoom, компания старается исключить
любые поводы, которые могут подорвать их имидж».
Доля России в выручке Zoom не превышает 1%, поэтому компании, по его мнению,
выгоднее пожертвовать этим рынком, нежели стоимостью акций. Другой причиной для
ограничения оказаний услуг Zoom в России может быть сложность соблюдения
законодательства, полагает партнер департамента налогов и права Deloitte Антон
Зыков, например, о необходимости хранить данные пользователей на территории
страны.
Директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин не считает отказ Zoom
работать с госсектором трагедией. По его мнению, решения «Яндекс» вполне могут
заменить Zoom в корпоративном и пользовательском сегменте видеоконференций.
Кроме того, уже идет разработка перспективных российских аналогов Zoom для
госсектора, отмечает эксперт. При этом, добавляет он, Zoom «вряд ли сможет
вернуться на российский рынок с отдельным продуктом для этого сектора после
длительной паузы». Среди конкурентов Zoom в России также «Видео мост»,
TrueConf, Webinar и ряд других сервисов, отмечает президент НП «Руссофт»
Валентин Макаров, также можно ожидать прихода решений от Mail.ru Group и
Сбербанка, пишет «Коммерсант».