Минэнерго планирует привлечь инвесторов для строительства генерации в удаленных регионах страны через концессионные соглашения. Пока этот механизм работает крайне плохо - за 11 лет заключены лишь 44 концессии. Причина в несовершенстве законодательства, которое не дает гарантий возврата инвестиций, считают в Минэнерго. Концессии в теплоснабжении, где такие гарантии хотя бы описаны, развиваются быстрее.
МОСКВА, 26 ноября (BigpowerNews) Госдума 26 ноября рассмотрит в третьем,
заключительном, чтении поправки Минэнерго к закону о концессионных соглашениях.
Поправки коснутся инвесторов в сфере электроэнергетики.
Документ был разработан министерством в соответствии с дорожной картой
совершенствования законодательства и устранения административных барьеров для
реализации национальной технологической инициативы «Энерджинет». Он направлен
на создание юридических гарантий предсказуемости и неизменности регуляторных
условий для инвестора (концессионера) на всем протяжении срока действия
концессионного соглашения.
Законопроектом в состав существенных условий концессионных соглашений в
сфере электроснабжения включаются условия об объеме валовой выручки
концессионера в рамках реализации такого соглашения, в том числе на каждый год
срока его действия.
Инвестор выбирается на конкурсе.
Формально такой договор можно заключить уже сейчас. Однако по действующему
закону требование гарантированно выплачивать весь объем валовой выручки
касается только концессий в сфере теплоснабжения и переработки отходов. Из-за
этой лазейки концессионеры в электроэнергетике порой были вынуждены через суд
добиваться от региональных властей выплат по договору, пишет газета
«Коммерсант» со ссылкой на собеседников в отрасли.
По данным Национального центра государственно-частного партнерства, которые
приводит издание, сейчас в России более 2,7 тыс. инвестиционных проектов
выполняются по концессионным соглашениям. Общий объем инвестиций 721 млрд
рублей, из них 670 млрд рублей- деньги частных инвесторов. Однако концессионные
соглашения в электроэнергетике заключаются крайне редко.
Как сообщала замминистра энергетики Анастасия Бондаренко, за 11 лет в
электроэнергетике было заключено всего 44 таких договора, в то время как в
сфере теплоснабжения 1344. Впрочем, показатели в сфере ЖКХ тоже нельзя
считать успешными: Минстрой планировал к 2020 году передать 80% объектов ЖКХ
(около 4 тыс.) в концессии, однако, по данным на октябрь 2019 года, всего в ЖКХ
было заключено 2,5 тыс. концессионных соглашений на сумму 335 млрд рублей.
Но в Минэнерго все равно надеются, что поправки к закону привлекут бизнес в
удаленные и изолированные регионы, где много устаревшей дизельной генерации, но
нет рыночных механизмов возврата инвестиций.
Как полагает директор инфраструктурного центра «Энерджинет» Дмитрий Холкин,
слова которого приводит «Коммерсант», поправки позволят предпринимателям
минимизировать свои риски при реализации проектов строительства или
реконструкции энергообъектов.
Механизм будет иметь право на существование, если необходимая валовая
выручка концессионера будет являться минимальным гарантированным платежом,
обязательство по выплате которого будет лежать на концеденте региональном
органе власти, говорит Денис Красновский из АКРА. «Вторым важным моментом
является доходность, которая будет закладываться в такие соглашения. Если будет
гарантирована окупаемость инвестпроектов с приемлемой доходностью, то сектор
электроэнергетики ждет значительный приток денежных средств»,- отмечает
аналитик.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что похожие инструменты очень
популярны в энергетическом секторе в других странах. Заинтересованность к таким
проектам в России, например, проявляли инвесторы из Японии, продолжает он.
«Однако ключевым моментом будут требования по локализации используемого
оборудования, учитывая, что в рамках программы поддержки зеленой генерации (ДПМ
ВИЭ) спрос уже обеспечивает загрузку российских мощностей в среднесрочной
перспективе»,- цитирует его «Коммерсант». При организации должной международной
конкуренции, добавляет эксперт, механизм может стать действенным средством
снижения тарифов в удаленных зонах в долгосрочной перспективе.