НОВОСИБИРСК, 20 июля (BigpowerNews) Ученые Федерального исследовательского
центра (ФИЦ) Института вычислительных технологий (ИВТ) СО РАН с помощью
технологии, анализирующей данные радаров, выявили существенное проседание
грунтов под топливными баками на ТЭЦ-3, где в конце мая произошла масштабная
утечка дизельного топлива, вызванная просадкой грунта под баком для его
хранения. Анализ показал, что существует вероятность просадки грунта под еще
одним баком, сообщил ТАСС первый замдиректора ФИЦ ИВТ Андрей Юрченко.
Напомним, на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании
(НТЭК, входит в группу «Норникель») в результате просадки бетонной площадки и
разрушения резервуара 29 мая разлилось более 21 тыс. кубометров нефтепродуктов
на 180 тыс. кв. метров грунта и в водоемы.
«В связи с аварией в Норильске Кемеровским филиалом ФИЦ ИВТ проведены
расчеты в двух зонах, в одной из которых находится аварийный бак и три другие
емкости, в другой еще 5 баков для хранения горючего. Предварительный анализ
позволяет сделать вывод о наличии быстропротекающих в настоящее время
аналогичных аварийному баку процессах и с другими емкостями в первой зоне
расчета», сказал собеседник агентства.
Данные ученых, сообщает ТАСС, основаны на обработке серий снимков
радара, которые проанализированы на предмет того, с какой скоростью и на какое
расстояние смещается грунт. Для анализа ученые модифицировали уже существующие
методы измерения электромагнитных волн, что повысило качество расчетов и
позволило достигнуть высокой точности оценки смещений грунта до 2−4 мм.
Сейчас сотрудники ФИЦ ИВТ совершенствуют программное обеспечение,
автоматически анализирующее снимки радаров. Программа сможет как вести
накапливаемые архивы снимков, так и анализировать в режиме реального времени
происходящие природно-техногенные процессы, в том числе связанные с таянием
вечной мерзлоты.
«С помощью развиваемого программного комплекса уже выполнены работы по
оценке зон активных сейсмических явлений, обусловленных техногенным
воздействием в Кузбассе, оценка смещений поверхности в районах добычи угля
Нерюнгринского угольного разреза, геодинамический мониторинг Ковдорского ГОК
(Аппатиты) и другие работы», пояснил Юрченко, добавив, что специалисты ИВТ СО
РАН продолжают работу по анализу рисков аварии на других емкостях для хранения
топлива в Норильске.