Проект федеральной схемы обращения с ТКО госкомпании «Российский экологический оператор» (РЭО) предполагает строительство и реконструкцию 868 «мусорных» объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора общей мощностью 4,3 млн. тонн в год.
Минимальная стоимость инфраструктуры оценена в 101 млрд. рублей. Планы «Ростеха» построить еще 25 мусоросжигательных заводов пока в документе не учтены — но схема будет обсуждаться с бизнесом и регионами до осени, и, скорее всего, они в ней появятся.
МОСКВА, 21 мая (BigpowerNews) Подготовленный госкомпанией «Российский
экологический оператор» (РЭО) проект федеральной схемы обращения с ТКО (в
ней, по замыслу чиновников, должны быть учтены все имеющиеся в стране
«мусорные» мощности, потоки отходов, а также планируемая к размещению в будущем
инфраструктура) оказался сконцентрирован на строительстве объектов захоронения
и сжигания отходов, пишет «Коммерсант». Сейчас документ обсуждается с
заинтересованными чиновниками. Проект предполагает строительство и
реконструкцию 868 «мусорных» объектов (700 новых), включая 148 предприятий по
сжиганию мусора общей мощностью 4,3 млн. тонн в год. Минимальная стоимость
инфраструктуры оценена в 101 млрд. рублей.
Планы «Ростеха» построить еще 25 мусоросжигательных заводов пока в документе
не учтены — но схема будет обсуждаться с бизнесом и регионами до осени, и,
скорее всего, они в ней появятся, отмечается газета.
Также в планах — постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью
22,9 млн. тонн (минимум 115,7 млрд. руб.) и 355 сортировочных станций
(51,9 млн. тонн, 201,8 млрд. руб.) — всего в РФ образуется порядка
70 млн. тонн ТКО в год, из них 35% — пищевые. 53 станции предполагают
компостирование отходов, 24 — производство топлива RDF (измельчение и
прессование полезных фракций для того же сжигания). Предприятий же по
переработке среди новых объектов — не более десяти, в основном это также
мощности по компостированию или производству RDF.
«В этом виде документ явно противоречит и целям реформы управления отходами,
и обновленному на старте «мусорной» реформы законодательству — в нем сжигание и
захоронение отходов стоят на последнем месте в перечне приоритетов
государственной политики», считает «Коммерсант».
Газета напоминает, что сама же реформа запускалась ради создания современной
системы управления ТКО — снижения объема захоронения отходов и максимального
вовлечения полезных фракций во вторичный оборот. Опрошенные «Коммерсантом»
эксперты убеждены, что проект РЭО не создает отрасль обращения с ТКО, а
направлен на формальное выполнение целей нацпроекта «Экология» — он оказался
худшим по исполнению в 2019 году, напоминает издание,— и по нему к 2024 году на
переработку должно направляться 36% всех отходов в стране против менее 10%
сегодня. Из предложенной схемы, где большинство объектов названо
«энергетической утилизацией», понятно, пишет газета, что Минприроды и РЭО,
ответственные за реализацию нацпроекта, используют для этого возможности
принятых в декабре 2019 года поправок к базовому закону, приравнивающих
энергетическое сжигание мусора к переработке.
Директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов напоминает, что в 2015 году
Еврокомиссия приняла план действий ЕС в отношении замкнутой экономики, в
котором сжиганию также отводится последнее место, и такие проекты не получают
поддержки ЕС. Однако чиновники Минприроды и Минпромторга продолжают ссылаться
на опыт ЕС, особенно энергодефицитных стран Скандинавии, называя энергетическое
сжигание «ведущим методом за рубежом».
Но энергомощности уже пяти мусоросжигательных заводов «Ростеха» избыточны
и убыточны без госсубсидий и тарифных надбавок — не говоря уже о том, что
не решен вопрос утилизации их токсичной золы, , отмечает «Коммерсант». Вопрос о
том, как вырастет нагрузка на рынок и потребителей в случае построения
дополнительных сжигательных мощностей, каково их место в энергобалансе (как и
место топлива RDF, которое, видимо, должно составить конкуренцию углю), в
проекте РЭО не раскрывается. Моргунов считает, что в РФ планируется
«реализовать затратный подход, неэффективность которого явна и от которого
отказались в ЕС».
«Действующие мощности по переработке регулятору выгодно считать
достаточными. В ином случае придется выстраивать работу так, чтобы их
загружать. Проще и дороже сжечь»,— поясняет он.
Любовь Меланевская из «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca–Cola HBC,
Pepsico Holdings, Procter & Gamble, Tetra Pak), слова которой приводит
«Коммерсант», отмечает: в проекте РЭО ТКО воспринимается как «смесь без
обозначения полезных фракций в ней», а информация о востребованности вторсырья
отсутствует. «Предприятия по переработке [их в схеме 260.- ред] указаны, но
неизвестно, сколько образуется полезных фракций в составе ТКО, и невозможно
сделать вывод о достаточности мощностей по утилизации»,— говорит она. Л.
Меланевская поясняет, что существующие мощности недозагружены, но их не хватает
по гибкой упаковке, ряду полимеров, стеклу. Чтобы загрузить имеющиеся мощности,
необходимо организовывать раздельный сбор — в схеме РЭО есть только упоминание
о нем, но отсутствуют предпосылки к его появлению, отмечает она.
«Сегодня сжигание — лучший метод, учитывая морфологический состав российских
отходов»,— заявили «Коммерсанту» в Минпромторге, фактически подтвердив
отсутствие у чиновников намерений создавать систему переработки отходов,
которая должна увеличить поток полезных фракций и уменьшить поток отходов для
сжигания даже в отдаленном будущем, хотя в апреле 2020 опросы Ipsos фиксировали
готовность граждан РФ к раздельному сбору отходов на уровне 65%.
Зампред отраслевого комитета «Деловой России» Наталья Беляева отмечает:
«Просчитать бизнес–модель, оценить потребности в мощностях и принять грамотные
решения о новых объектах документ не позволяет. Вместо того чтобы просто
собирать данные от регионов и строить в каждом субъекте дорогостоящую
мусоросортировочную станцию, нужно было просчитать, как оптимизировать потоки
отходов, чтобы мощности действительно были соизмеримы объему образования ТКО».
По ее словам, многие действующие объекты, которые невыгодны местным чиновникам,
в федеральную схему не вошли (использовать такие полигоны, заводы,
мусоросортировочные станции и другие объекты запрещено). Однако схема РЭО
должна была лишь консолидировать объекты территориальных схем, разработанных
субъектами РФ, поэтому к ней возникают вопросы не только у экспертов, но и у
чиновников из регионов, пишет «Коммерсант».