«Силовые машины» Алексея Мордашова вновь пытаются усложнить иностранным машиностроителям доступ к российскому рынку. Компания просит правительство отказать Siemens в заключении СПИК, опасаясь, что иностранцы смогут до 2023 года отгружать готовую продукцию со складов, тем самым забирая у «Силовых машин» часть заказов. Аналитики называют опасения «чрезмерными», поскольку на компании, заключившие СПИК, распространяются требования по локализации.
МОСКВА, 5 ноября (BigpowerNews) Находящиеся под санкциями США «Силовые
машины» считают «недопустимым» заключение СПИК с иностранными производителями
газовых турбин большой мощности (ГТБМ). Владелец «Силовых машин» Алексей
Мордашов просит правительство не заключать СПИК также и с производителями ГТБМ,
в которых есть доля у нерезидента РФ, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на
письмо Мордашева от 23 октября. Гендиректор «Силовых машин» Тимур Липатов
публично уже высказывал мысль о вреде СПИК на Российской энергетической неделе
в октябре: Я считаю, что время СПИК прошло, и заключать его сейчас — значит
ставить в неравные условия тех, кто в этом процессе [производстве
ГТБМ.— ред] серьезно продвинулся. Например, нас».
Российские и иностранные машиностроители пытаются наладить производство ГТБМ
в РФ, синхронизируя это с программой модернизации старой генерации, которая
должна дать сбыт таким машинам. На заключение СПИК претендует, в частности, СП
Siemens и «Силовых машин» — «Сименс технологии газовых турбин», где у немецкой
компании 65%. СПИК — соглашение государства с инвестором, по которому тот
обещает осуществить инвестиции в обмен на неизменность налоговых условий.
Siemens 2 июля подавала заявку в Минпромторг, пообещав вложить в локализацию
машины SGT5−2000E около 1,16 млрд рублей, но министерство ее отклонило,
напоминает газета.
«Силовые машины» считают, сообщает издание, что в случае заключения СПИК с
зарубежными машиностроителями все усилия компании по созданию в РФ
отечественной технологии ГТБМ «могут быть сведены к нулю». Так, при заключении
СПИК допускается трехлетняя отсрочка по локализации. В этот период, опасаются в
«Силовых машинах», возможна поставка готовых турбин, не отвечающих требованиям
полной локализации, с зарубежных складов: речь идет о 20 газовых турбинах
Siemens до 2023 года. В связи с этим российская компания окажется «в заведомо
проигрышной ситуации», а реальной целью СПИК для иностранцев, прежде всего
Siemens, является «не локализация производства», «а захват рынка на отборах
проектов модернизации и разрушение программы создания производства российских
газовых турбин». Поэтому требования по локализации нужно сохранить, «не давая
возможности обходить их через СПИК».
В Siemens заключение СПИК называют наиболее быстрым и эффективным способом
обеспечения доступа российского рынка к локализованной ГТБМ последнего
поколения.
Согласно заявке компании, газовая турбина SGT5−2000E будет локализована не
менее чем на 90% к 2023 году.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака не ответили, в «Силовых машинах» не
комментируют переписку с госорганами, в Минпромторге обсуждать заявку Siemens
на СПИК отказались, отмечает «Коммерсант». В Минэнерго газете сообщили, что
заинтересованы в развитии российской промышленности, в том числе через трансфер
зарубежных технологий за счет локализации иностранного производства. При этом
министерство «не классифицирует производителей», добавляя, что ключевой интерес
— это технологии.
По мнению старшего аналитика по электроэнергетике Центра энергетики МШУ
«Сколково» Юрия Мельникова, опасения «Силовых машин» относительно поставок
продукции с зарубежных складов «представляются чрезмерными». Речь не идет об
обнулении требований по локализации, а у государства есть механизмы контроля,
зафиксированные в СПИК, говорит аналитик. Правительству предстоит определиться,
что делать с газотурбинным машиностроением: предоставлять поддержку (например,
субсидии на НИОКР) только отечественным инвесторам, защитив их от внешней
конкуренции, либо поддержать через СПИК и других инвесторов, тем самым поощряя
конкуренцию. В обоих вариантах, подчеркивает аналитик, ключевым будет объем
российского рынка, который в ближайшие годы представляется незначительным как
для создания «российской ГТУ», так и для полной локализации импортной машины,
пишет «Коммерсант».