На площадке можно будет испытывать до четырех турбин мощностью от 65 до 190 МВт. Доступ к нему смогут получить как российские, так и иностранные машиностроители. Одновременно с этим правительство решило изменить критерии отнесения ГТБМ к «инновационному» оборудованию — ранее для этого нужно было обязательно получить софинансирование из бюджета.
МОСКВА, 15 октября (BigpowerNews) В РФ может появиться общедоступный
испытательный стенд для обкатки отечественных газовых турбин большой мощности
(ГТБМ) — от 65 МВт до 190 МВт, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на
протокол совещания вице-премьера Дмитрия Козака от 24 сентября. По данным
газеты, расположение стенда, его стоимость и источники финансирования в
документе не указаны. Отмечается, что машиностроители должны иметь возможность
испытывать на нем одновременно до четырех различных модификаций силовых
установок, в том числе разной мощности.
Участники совещания рассказывают, пишет «Коммерсант», что обсуждались два
варианта установки стенда — новый проект или надстройка турбины вместо
выводимых энергоблоков на одной из ТЭС.
По сути, такой стенд можно назвать электростанцией, поскольку при обкатке
турбин мощностью свыше 60 МВт на полных оборотах появляется необходимость
каким-то образом «утилизировать» энергию, и наиболее «экономичный и логичный
вариант» — выдавать ее в сеть на уже существующих площадках, поясняют
собеседники газеты.
Как сообщалось в начале октября, правительство упростило доступ к
базовому заказу для поставщиков ГТБМ, в том числе для локализованных машин GE и
Siemens — на отборе 2020 года им выделят отдельную квоту в 2 ГВт с вводом
мощностей в 2026–2028 годах. Кроме того, сообщает «Коммерсант», согласно
протоколу правительство решило изменить критерии отнесения ГТБМ к
«инновационному» оборудованию — ранее для этого нужно было обязательно получить
софинансирование из бюджета. Теперь к инновационному оборудованию могут быть
отнесены и мощные машины, произведенные в РФ по лицензии Siemens и GE, а не
только «Силовые машины» Алексея Мордашова. Обладатели «инновационного» статуса
смогут избежать штрафов за опоздания с вводами или аварии, исходно его
планировалось дать только российским производителям.
В России единственный выпускающий ГТБМ завод — СП Siemens и «Силовых машин»
(SGT-2000E, локализация 52%), где у немецкого партнера 65%. Сейчас углубление
уровня локализации в РФ обсуждает Siemens и GE, которая ведет переговоры о
совместном предприятии с «Интер РАО». «Силовые машины» хотят сделать российскую
машину мощностью 65 и 170 МВт. Есть также проект ГТД-110М, который
является развитием пока единственной попытки создания в РФ ГТБМ, предпринятой
рыбинским «Сатурном» (сейчас «ОДК-Сатурн» «Ростеха»). Всего было поставлено
пять экспериментальных машин — четыре на Ивановские ПГУ «Интер РАО» и одна на
Рязанскую ГРЭС «Газпром энергохолдинга». Турбины регулярно ломались, ОДК не
оставляет попыток доработать машину.
В Siemens «Коммерсанту» сообщили, что не нуждаются в создании дополнительных
испытательных мощностей для полной локализации машины SGT-2000E — она уже
прошла все необходимые испытания на заводе под Петербургом. В «Интер РАО» и
Минэнерго от комментариев отказались, в ОДК не ответили, отмечает газета.
Минпромторг направил свои предложения по организации площадки в Минэнерго. В
«Силовых машинах» не видят необходимости в строительстве общего испытательного
стенда, так как «такой стенд в России уже есть», имея в виду Ивановские ПГУ.
«Путем небольших доработок его можно использовать для испытаний других
типоразмеров машин, в том числе ГТЭ-65»,— полагают в «Силовых машинах»,
добавляя, что первым делом нужно договориться об условиях его использования,
пишет «Коммерсант».