МОСКВА, 15 июня (BigpowerNews) АКРА подтвердило кредитный рейтинг
«РусГидро» на уровне ААА(RU), прогноз «Стабильный», и его облигаций — на уровне
AАА(RU), говорится в сообщении рейтингового агентства.
«Кредитный рейтинг «РусГидро» обусловлен высокой системной
значимостью Компании для экономики РФ, а также высокой степенью влияния
государства на кредитоспособность компании согласно методологии АКРА. В связи с
этим кредитный рейтинг установлен на две ступени выше оценки собственной
кредитоспособности (ОСК) РусГидро, определенной АКРА на уровне АА»,
указывается в пресс-релизе.
Как пояснили в АКРА, повышение ОСК РусГидро до уровня АА обусловлено
ожиданием снижения показателей долговой нагрузки и роста показателей денежного
потока в прогнозном периоде благодаря прохождению компанией пика инвестиций в
2019 году. «Высокая оценка собственной кредитоспособности связана с тем, что
РусГидро управляет ключевыми объектами энергетической инфраструктуры России
(ГЭС и энергокомплексом Дальнего Востока), а также очень высокой
рентабельностью бизнеса компании, низким уровнем ее долговой нагрузки и очень
высоким уровнем ликвидности».
РусГидро — одна из крупнейших мировых публичных гидроэнергетических
групп. Основная деятельность Компании связана с производством и реализацией
электро- и теплоэнергии на оптовом и розничном рынках России. Ключевые
акционеры — Российская Федерация (60,6%) и Банк ВТБ (ПАО) (13,3%).
В числе ключевых факторов рейтинговой оценки АКРА называет высокую
системную значимость РусГидро для экономики РФ и высокую степень влияния
государства на кредитоспособность компании. «Высокая системная значимость
объясняется сильной рыночной позицией компании на стратегически важном рынке
электроэнергетики. Кроме того, РусГидро управляет федеральной инфраструктурой и
несет ответственность за обеспечение Дальнего Востока электроэнергией»,
поясняется в пресс-релизе. «Высокая степень влияния государства обусловлена
акционерным контролем Правительства РФ над Группой. Правительство определяет
стратегию развития Группы, ее инвестиционные планы и дивидендную политику, а
также оказывает существенное влияние на операционную деятельность», указывают
в агентстве. Государство осуществляет поддержку РусГидро на постоянной основе.
По данным АКРА, в период с 2012 по 2018 год компании было выделено
247,4 млрд рублей в форме докапитализации и субсидий. Докапитализация в
2019–2020 году составит 13 млрд рублей, объем госсубсидий в 2019–2021 годах
ожидается на уровне более 88 млрд рублей, сообщил в агентстве.
ГЭС определяют «очень высокую рентабельность и низкие ценовые риски»,
отмечает АКРА. Рентабельность РусГидро превышает средний для российской
генерации уровень. Более 90% прибыли компании формируется за счет двух
сегментов с долей в выручке 28% (по оценке АКРА): специальных тарифов для новых
ГЭС (платы по ДПМ, договорам о предоставлении мощности) и продажи
электроэнергии ГЭС на спотовом рынке электроэнергии РСВ (рынок на сутки
вперед). При этом порядка 42% выручки РусГидро формируется в сегменте продаж,
регулируемых тарифами. Данный сегмент характеризуется очень низкой
рентабельностью, высокими регуляторными рисками, просрочками платежей,
требующими формирования резервов. В 2019–2021 годах рентабельность РусГидро
останется на очень высоком уровне (26,9% FFO до чистых процентных платежей и
налогов) за счет увеличения платежей по ДПМ и низкой себестоимости производства
электроэнергии на ГЭС, прогнозирует АКРА.
«Развитая система корпоративного управления определяется
последовательной реализацией стратегии Группы до 2025 года, применением лучших
практик при создании органов управления и систем мотивации сотрудников (как
руководителей, так и линейного персонала), консервативной финансовой политикой,
а также высоким уровнем финансовой прозрачности», говорят в АКРА, отмечая,
что «оценка качества корпоративного управления сдерживается из-за сложности
структуры Группы, высокой степени вмешательства акционера (государства) в
процесс принятия стратегических решений, а также непредотвращенными рисковыми
событиями в прошлом, нанесшими компании существенный ущерб».
Кроме того АКРА указывает на низкую долговую нагрузку РусГидро и сильные
возможности компании по обслуживанию долга. В 2018 году усредненный
показатель долговой нагрузки (отношение общего долга к FFO до чистых процентных
платежей) составил 2,4х и в период с 2019–го по 2021 год опустится ниже
2х; средневзвешенный за 2016–2021 годы показатель оценивается на уровне 1,95х.
«АКРА оценивает возможности РусГидро по обслуживанию долга как сильные.
Средневзвешенный за период с 2016 по 2021 год показатель покрытия процентных
платежей (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам)
оценивается на уровне 9,9x», указывается в сообщении.
Также кредитным агентством отмечается средняя оценка свободного денежного
потока при сильной позиции по ликвидности. В период с 2012 по 2018 год
РусГидро генерировала отрицательный свободный денежный поток, что было связано
с высокими капитальными затратами и дивидендными выплатами. АКРА ожидает,
что свободный денежный поток РусГидро в 2019–2021 годах выйдет в положительную
зону благодаря прохождению инвестиционного пика. «Очень высокий уровень
ликвидности компании поддерживается значительными остатками денежных средств и
эквивалентов и доступными невыбранными кредитными линиями от российских банков
в размере около 223 млрд руб.
Ключевые допущения, сделанные АКРА
темпы роста цен на оптовом рынке электроэнергии и тарифов не ниже
уровня инфляции в РФ;
суммарные капитальные вложения в период с 2019 по 2021 в размере 205
млрд руб. c НДС;
бюджетное финансирование в 2019–2021 годах в форме субсидий в размере
88 млрд руб. и докапитализации в размере 13 млрд руб.;
дивидендные выплаты в размере 15,9 млрд руб. ежегодно в период с 2019
по 2021 год.
Факторы возможного изменения прогноза или
рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей
вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
ослабление связи РусГидро с Правительством РФ, влекущее за собой
уменьшение постоянной поддержки и (или) вероятности поддержки в
экстраординарных ситуациях;
снижение ОСК в связи с: (1) изменениями в регулировании отрасли,
ослабляющими операционный и (или) финансовый профиль Компании; (2) ослаблением
финансового профиля Компании, способным привести к росту долговой нагрузки
(отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей) выше 4x и (или)
ухудшению показателя покрытия процентных платежей (отношение FFO до чистых
процентных платежей к процентным платежам) ниже 5x; (3) ухудшением ликвидности
Группы.