С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 июля (BigpowerNews) Загрузка ядерного топлива в реакторы
плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» и их пуск состоятся в
Мурманске на базе «Росатомфлота» после того, как блок будет достроен и
доставлен на базу без топлива на борту, это связано с необходимостью
преодоления объективных неопределенностей, существующих на этот счет в
международном морском праве, сообщил в пятницу, 21 июля, журналистам
генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Плавучий энергоблок войдет в состав плавучей атомной теплоэлектростанции
(ПАТЭС), которая предназначена для эксплуатации в районах Крайнего Севера и
Дальнего Востока, в частности, для обеспечения надежного энергоснабжения
Чукотки. Энергоблок строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заказчик
строительства концерн «Росэнергоатом» (электроэнергетический дивизион Росатома)
планирует ввести его в эксплуатацию в порту Певек на Чукотке в декабре 2019
года.
В основу проекта положены проверенные в течение нескольких десятилетий
технологии ледокольных ядерных реакторов. На энергоблоке установлены две
реакторные установки КЛТ-40С мощностью по 35 МВт. Проект ПАТЭС разработан в
соответствии с требованиями МАГАТЭ по безопасности, и с большим запасом
прочности, который, по мнению специалистов, делает реакторы плавучего
энергоблока неуязвимыми для цунами и других природных катаклизмов.
«Это уникальный проект и, в принципе, он почти готов. Уровень готовности
можно определить в 95−96 процентов за исключением определенных технологических
процедур», прокомментировал Лихачев ход строительства энергоблока, передает
ПРАЙМ.
ПРАВОВЫЕ НЮАНСЫ
Глава Росатома пояснил, что из-за инновационности плавучей АЭС возникла
неопределенность с применением к проекту плавучего атомного энергоблока
разработанных в свое время положений морского права.
«Морское право не успело за нашими разработками, в нем отсутствует понятие
несамоходного плавучего ядерного объекта. Поэтому многие вопросы, которые
задают нам наши соседи и партнеры по Балтийскому региону, юридически не могут
быть решены», сказал Лихачев.
«Поэтому, чтобы избежать двойной трактовки (правовых документов), серых
зон в регулировании передвижения плавучего энергоблока от Санкт-Петербурга до
Певека, мы решили провести загрузку топлива как можно ближе к объекту
потребления. Загрузка произойдет в Мурманске, после окончания строительства
(энергоблока). Одновременно в Мурманске пройдут комплексные швартовные
испытания, которые полностью ответят на вопросы о 100−процентной безопасности
плавучего блока», пояснил глава Росатома.
ПРИНЦИП ДОБРОСОСЕДСТВА
Лихачев отметил, что база «Росатомфлота» в Мурманске обладает всей
необходимой инфраструктурой, специалистами и компетенциями для загрузки
ядерного топлива. И это решение оправданно также с экономической и
технологической точек зрения и основывается на многолетнем опыте безопасной
эксплуатации атомного ледокольного флота, добавил он.
«Саму транспортировку по Балтике, по Скандинавскому региону мы будем
осуществлять без ядерного топлива на борту», сказал генеральный директор
Росатома. Лихачев отметил, что Росатом таким образом идет навстречу пожеланиям
стран Балто-Скандинавского региона.
«Тем самым мы полностью снимаем существующую юридическую коллизию и
действуем из принципа добрососедства с нашими партнерами», подчеркнул
Лихачев.
Он добавил, что на срок ввода в эксплуатацию плавучей атомной
теплоэлектростанции и общую стоимость проекта принятое решение о месте пусковых
операций не повлияет.
«Мы исходим из того, что выдача энергии начнется в конце 2019 года»,
сказал Лихачев.