Преобразования призваны смягчить ценовые конфликты внутри производственных цепочек и сократить внутренние затраты. План реформы представлен главой госкорпорации Алексеем Лихачевым и предполагает, в частности, разделение компаний "Росатома" на центры прибыли, продающие продукт внешним заказчикам, и центры затрат, работающие с контрагентами в контуре госкорпорации — здесь эффективность будет определяться снижением себестоимости. Реализация этих планов может привести к борьбе между холдингами "Росатома" за более выгодные позиции центров прибыли.
МОСКВА, 2 мая (BigpowerNews) На прошлой неделе гендиректор «Росатома»
Алексей Лихачев провел конференцию топ–менеджмента, посвященную управленческой
реформе в госкорпорации. Как рассказали «Коммерсанту» источники, знакомые с
обсуждением, ключевой темой стало предложенное руководством госкорпорации
разделение компаний «Росатома» на так называемые центры прибыли и центры
контроля над себестоимостью (центры затрат), а также отход от дивизионального
принципа к структурам, отвечающим за готовый продукт. По данным газеты,
финальных решений на совещании принято не было.
На возможность такой реформы Алексей Лихачев намекал еще в феврале в
интервью корпоративному изданию «Страна Росатом». Тогда топ–менеджер отмечал,
что в ряде случаев в холдингах госкорпорации до 90% времени уходит на
переговоры с другими организациями внутри «Росатома», поскольку они «бьются за
свою прибыль, не жалея живота своего». Дело в том, говорит один из собеседников
«Коммерсанта», что KPI менеджмента привязаны к прибыли вне зависимости от того,
кто выступает контрагентом — внешний или внутренний заказчик. Одна из идей
реформы в том, чтобы привязать KPI руководства компаний из середины цепочки
поставщиков не к прибыли, а к себестоимости.
Другой источник издания уточняет, что речь скорее идет о повышении
значимости критерия себестоимости в KPI менеджеров центров затрат.
Борьба за максимизацию прибыли внутри цепочки поставщиков в контуре
госкорпорации приводит и к удорожанию конечного продукта. Собеседникам издания
неизвестно, обсуждалось ли в «Росатоме», например, введение аналога
используемого в гособоронзаказе правила «20+1»: на привнесенные затраты
предприятие начисляет 1% маржи, на свою работу — 20%.
Принцип реформы, по данным «Коммерсанта», на совещании поддержало
руководство головного аппарата «Росатома», в том числе первые заместители
гендиректора Кирилл Комаров (международная деятельность), Николай Соломон
(финансы), Александр Локшин (ядерный энергетический комплекс), Иван Каменских
(ядерный оружейный комплекс).
По мнению источников газеты, выделение центров прибыли и затрат вызовет
вопросы у влиятельных руководителей крупных холдингов–дивизионов (у каждого
направления есть как куратор в аппарате «Росатома», так и гендиректор головного
АО дивизиона). «Никто не хочет быть центром затрат»,— говорит один из
собеседников издания в отрасли. Это может привести к борьбе холдингов за
позиции центров прибыли. В системе «Росатома» уже есть примеры подобной
внутренней конкуренции. Среди традиционных междивизиональных споров, например,
отношения ТВЭЛ (поставки топлива для АЭС отечественного дизайна),
«Техснабэкспорта» (TENEX, внешнеторговое подразделение в основном продает
услуги по обогащению урана за рубеж) и уранодобывающим «Атомредметзолотом».
Еще одна точка возможных конфликтов — контракты на строительство АЭС за
рубежом, пишет «Коммерсант». Генподрядчиком здесь выступает инжиниринговый
холдинг НИАЭП–АСЭ (создан путем слияния инжиниринговых компаний «Росатома» на
базе наиболее успешного нижегородского «Атомэнергопроекта»), но маркетинг
российской атомной отрасли за рубежом осуществляют другие структуры, уже в
ведении Кирилла Комарова (например, «Русатом Оверсиз», «Русатом — международная
сеть»). Могут возникнуть сложности с отнесением к центрам прибыли или затрат
дивизионов, у которых доля внешних контрактов значительна, но не 100%
(например, «Атомэнергомаша», который также работает с заказами нефтегазовой и
металлургической отраслей), отмечает газета.
Между тем переход к структурам, отвечающим за продукт, по данным источников
«Коммерсанта», частично уже начат в области сравнительно новых неатомных
технологий («Росатом» планирует повысить долю таких заказов в выручке) —
например, в рамках созданной на базе «Атомэнергомаша» и переданной АО ОТЭК
«ВетроОГК», развивающей ветрогенерацию в РФ, или «Русатом Хэлскеа» (ядерная
медицина). Но эти интеграторы, по сути, развивают продукт с нуля и сравнительно
мало конкурируют с другими структурами госкорпорации. Для традиционных атомных
продуктов «Росатома» выбор головной компании сложнее: здесь в цепочке
задействовано большее количество предприятий и дивизионов, рассуждает
«Коммерсант».