Автор: Vegas Lex специально для BigpowerNews
МОСКВА, 1 октября (BigpowerNews) -
I. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от
04.09.2015 № 941 «О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной
службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной
службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их
предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных
регулируемых организаций»
Данным нормативным правовым актом:
утверждены Правила принятия Федеральной
антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов)
и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных
монополий и иных регулируемых организаций (далее – Правила № 941);
внесены изменения в ряд нормативно-правовых
актов в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам (ФСТ
России).
В соответствии с пунктом 1 Правил
№ 941 в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)
образуется коллегиальный орган, состоящий из 12 человек, для принятия
решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их
предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий
и иных регулируемых организаций (далее – коллегиальный орган).
В состав коллегиального органа входят пять представителей Федеральной
антимонопольной службы, из числа которых назначается председатель
коллегиального органа и секретарь коллегиального органа, два представителя
Министерства экономического развития Российской Федерации и по одному
представителю Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта
Российской Федерации, Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации.
Таким образом, тарифное регулирование ФАС России будет осуществляться с
учетом мнения заинтересованных министерств. При этом в случае, если
в ходе голосования представители Министерства экономического развития
Российской Федерации и представитель федерального органа исполнительной
власти, в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль, голосуют
против принятия решения, то указанный вопрос снимается с голосования.
После проведения ФАС России дополнительных консультаций (в срок,
не превышающий 30 календарных дней со дня заседания
коллегиального органа) вопрос о принятии решения выносится на повторное
голосование.
Пунктом 9 Правил № 941 установлено, что к вопросам,
которые должны быть сняты с рассмотрения на заседании коллегиального
органа в случае, если против принятия решения по ним голосуют
представители Министерства экономического развития Российской Федерации
и представитель федерального органа исполнительной власти, в сфере
ведения которого находится регулируемая отрасль, относятся:
1) утверждение предельных индексов (минимальных
и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на поставляемую
населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую
энергию (мощность), электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям
на розничных рынках, в том числе населению и приравненным
к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных
в ценовые зоны оптового рынка, на услуги по передаче электрической
энергии, на услуги по осуществлению грузовых и пассажирских перевозок
железнодорожным транспортом;
2) утверждение цен (тарифов) для субъектов естественных монополий, в
уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50
процентов, надбавок к плате за мощность, поставляемую атомными и
гидростанциями, а также долгосрочных параметров регулирования
в случае осуществления долгосрочного регулирования цен (тарифов)
на товары (работы, услуги) указанных хозяйствующих субъектов;
3) установление понижающих коэффициентов, а также
коэффициентов, определяющих дифференциацию цен на природный газ
по регионам Российской Федерации, являющихся составными частями формулы
цены на газ;
4) формирование сводного прогнозного (планового)
баланса производства и поставок электрической энергии (мощности)
в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской
Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок
электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему
категориям потребителей;
5) утверждение проектов нормативных правовых
актов Федеральной антимонопольной службы, которыми утверждаются методики
(правила) расчета регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 14 Правил № 941 решения
коллегиального органа издаются в форме приказов Федеральной
антимонопольной службы.
(A) В части полномочий руководителя ФАС
России:
Правила № 941 предусматривают, что в случае недостижения членами
коллегиального органа согласия по вопросам, отнесенным к его
компетенции, а по вопросам, предусмотренным пунктом 9 Правил №
941, – в случае недостижения коллегиальным органом
согласия после однократного повторного рассмотрения таких
вопросов на заседании коллегиального органа, а также
в исключительных случаях, обусловленных сроками принятия решения
Федеральной антимонопольной службой в соответствии с законодательством
Российской Федерации, руководитель Федеральной антимонопольной службы
может принять решение, отнесенное к компетенции коллегиального органа,
самостоятельно. О принятом решении члены коллегиального органа должны
быть письменно проинформированы в срок, не превышающий пяти дней
со дня принятия такого решения.
Таким образом, руководитель ФАС России получает право не соглашаться с
позицией Министерства экономического развития и заинтересованных
министерств по вопросам в сфере тарифного регулирования, что
свидетельствует об усилении влияния ФАС России на проводимую
государством политику в отношении регулируемых субъектов.
(B) В части внесения изменений
в нормативные акты Правительства РФ
В связи с принятием Правил № 941 внесены изменения
в 83 постановления Правительства РФ, которые в основном
сводятся к замене Федеральной службы по тарифам на Федеральную
антимонопольную службу по тексту в соответствующем падеже.
© В части отмены отдельных нормативных актов
Правительства РФ
В связи с принятием Правил № 941 признано утратившим
силу полностью либо в части 41 постановление Правительства РФ, в том
числе Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2004 года № 204 «Вопросы Федеральной службы по тарифам»,
а также Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о
Федеральной службе по тарифам».
Начало действия документа – 10.09.2015
2. Постановление Правительства Российской Федерации от
11.09.2015 № 968 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросу согласования значений долгосрочных параметров
регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о
заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с
инициативой заключения концессионного соглашения»
Указанным Постановлением внесены изменения в следующие
нормативно-правовые акты:
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 44, ст. 6022; 2013, №
33, ст. 4389; 2014, № 23, ст. 2996; № 37, ст. 4958; № 48, ст. 6865; 2015, № 8,
ст. 1167; № 17, ст. 2572);
Правила регулирования тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании
тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 20, ст. 2500; 2014, № 23, ст. 2996; № 27,
ст. 3770; № 33, ст. 4588; № 48, ст. 6864; 2015, № 8, ст. 1167).
Изменения касаются порядка и сроков рассмотрения конкурсной
документации.
В частности, внесенные в Правила регулирования цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения изменения предусматривают, что если заявление о подготовке
конкурсной документации было представлено организатором конкурса для проведения
конкурса в случае, предусмотренном частью 4.9 статьи 37 Федерального закона «О
концессионных соглашениях», орган регулирования не вправе отказать
организатору конкурса в согласовании не установленных в качестве критериев
конкурса значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования
тарифов, предложенных в заявлении организатора конкурса, за исключением случая,
когда предлагаемые организатором конкурса значения долгосрочных параметров
регулирования и метод регулирования тарифов не соответствуют таким значениям и
методу, которые были предусмотрены в проекте концессионного соглашения,
размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном
Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к
участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях,
предусмотренных проектом концессионного соглашения.
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения также дополнены
Разделом IX (1) «Порядок согласования органом регулирования значений
долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов,
содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении
объектов теплоснабжения, представленном лицом, выступающим с инициативой
заключения концессионного соглашения».
В указанном разделе подробно изложен порядок согласования уполномоченным
органом значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования
тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения,
представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного
соглашения (инициатор предложения о заключении концессионного соглашения), на
основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской
Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на
рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения (далее –
уполномоченный орган), и приложенных к нему документов, материалов и
сведений.
Изменения аналогичного содержания также внесены и в Правила
регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О
государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения».
Начало действия документа – 23.09.2015
3. Постановление Правительства Российской Федерации от
17.09.2015 № 987 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации
субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»
Постановлением внесены изменения в Стандарты раскрытия информации субъектами
оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – Стандарт),
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января
2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами
оптового и розничных рынков электрической энергии».
В частности, внесенные в Раздел II (Стандарт раскрытия информации сетевой
организацией) изменения коснулись обязанности сетевых организаций по
опубликованию информации о прогнозных сведениях о расходах за технологическое
присоединение на очередной календарный год (подп. «а(2)» п. 11 Стандарта).
Вдобавок Стандарт был дополнен п. 11(8), в соответствии с которым
информация, указанная в подпункте «а(2)» пункта 11 Стандарта, подлежит
опубликованию на официальном сайте территориальной сетевой организации или на
ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской
Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются
нормативные правовые акты органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в области регулирования тарифов, – за 10 дней до представления в
регулирующий орган прогнозных сведений о расходах за технологическое
присоединение на очередной календарный год.
Постановлением № 987 был также уточнен перечень подлежащих раскрытию
сведений (Приложения 2–9 к Стандартам).
Так, территориальные сетевые организации обязаны раскрывать:
информацию о прогнозных сведениях о расходах
за технологическое присоединение, указанную в подпункте «а(2)» пункта 11
Стандартов, по форме согласно приложению № 2;
информацию о стандартизированных тарифных
ставках для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным
распределительным сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и присоединяемой
мощностью менее 8900 кВт по форме согласно приложению № 3;
информацию о расходах на мероприятия,
осуществляемые при технологическом присоединении, по форме согласно приложению
№ 4;
информацию о расчете необходимой валовой
выручки сетевой организации на технологическое присоединение по форме согласно
приложению № 5;
информацию о фактических средних данных о
присоединенных объемах максимальной мощности за 3 предыдущих года по каждому
мероприятию по форме согласно приложению № 6;
информацию о фактических средних данных о длине
линий электропередачи и об объемах максимальной мощности построенных объектов
за 3 предыдущих года по каждому мероприятию по форме согласно приложению №
7;
информацию об осуществлении технологического
присоединения по договорам, заключенным за текущий год, по форме согласно
приложению № 8;
информацию о поданных заявках на
технологическое присоединение за текущий год по форме согласно приложению №
9.
Начало действия документа – 29.09.2015
4. Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 11.09.2015 № 1785−р
Распоряжением Правительства РФ утвержден состав коллегиального органа ФАС
России для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или)
их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и
иных регулируемых организаций.
Вдобавок указанным распоряжением признаны утратившими силу ряд распоряжений
Правительства РФ касательно состава Правления ФСТ России.
Начало действия документа – 15.09.2015
5. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 17.09.2015 № 1831−р
Указанным Распоряжением Правительства РФ:
утвержден План мероприятий по
совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального
строительства к сетям газораспределения;
федеральным органам исполнительной
власти (Минстрой России, МЧС России, Ростехнадзор, Минэнерго России, Минприроды
России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России) предписано
обеспечить выполнение утвержденного Плана;
Минэнерго России необходимо
осуществлять координацию выполнения плана федеральными органами исполнительной
власти;
ФАС России совместно с Минэнерго России
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано
обеспечить на территории Российской Федерации мониторинг практики подключения
объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
ФАС России ежегодно до 1 марта,
начиная с 2016 года, предписано представлять в Правительство Российской
Федерации доклад о результатах указанного мониторинга с предложениями о
совершенствовании правового регулирования подключения объектов капитального
строительства к сетям газораспределения.
В частности, План предусматривает внесение изменений в Правила подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям
газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 «Об утверждении Правил подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям
газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила), в части:
предоставления иным организациям права осуществлять
подключение потребителей к сетям газораспределения (в части
газопроводов-отводов) с получением разрешения на ввод в эксплуатацию, а
также упрощение процедуры подключения в случаях, если сеть газораспределения
проходит по территории участка, на котором расположен подключаемый объект
капитального строительства;
установления требований к порядку
составления и содержанию ситуационного плана; дополнения перечня документов,
подаваемых в газораспределительную организацию, копией кадастрового плана
земельного участка;
применения Правил не только к сети
газопотребления, но и к сети газораспределения (пункт 34);
регулирования подключения объектов
капитального строительства к сети газораспределения в случаях, если земельные
участки, на которых расположены такие объекты, не принадлежат владельцам
указанных объектов, и в части определения перечня документов, представляемых в
таком случае заявителем в газораспределительную организацию;
уточнения мероприятий, проводимых в
случае увеличения объема потребления газа и (или) пропускной способности (для
сети газораспределения) подключаемого объекта капитального строительства, а
также изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального
строительства;
определения возможности коллективных
обращений в газораспределительную организацию для получения технических условий
и (или) заключения договоров на подключение объектов капитального строительства
к сети газораспределения;
дополнения Правил порядком проверки условий
строительства газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек
подключения;
совершенствования регулирования
подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения и
газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном
основании лицам, которые не оказывают услуг по транспортировке газа;
дополнения Правил положением, что к
заявлению об установлении платы за технологическое присоединение по
индивидуальному проекту прилагается положительное заключение экспертизы проекта
газоснабжения в случае, если такая экспертиза предусмотрена законодательством
Российской Федерации.
План предусматривает внесение изменения в Основные положения формирования и
государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его
транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего
оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги
по его транспортировке и платы за технологическое присоединение
газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории
Российской Федерации», в части возможности установления стандартизированных
тарифных ставок в зависимости от расстояния прокладки газопроводов.
Кроме того, План предполагает внесение изменений в пункт 88 технического
регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2010 г. № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей
газораспределения и газопотребления», в части отмены обязательного
проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации и
результатов инженерных изысканий при проектировании (включая инженерные
изыскания) сетей газораспределения и газопотребления в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности.
План также предусматривает необходимость разработки предложений:
по вопросу увеличения пропускной способности
магистральных газопроводов и сетей газораспределения, необходимого для
подключения новых объектов капитального строительства, предполагающего принятие
компаниями – владельцами магистральных газопроводов и сетей газораспределения
обязательств по включению необходимых затрат на расширение мощностей в
инвестиционную программу;
об упрощении требований к
содержанию проектной документации на газопровод-ввод (без устройства пунктов
редуцирования газа);
о предоставлении льготным
категориям заявителей права требования от газораспределительной организации
осуществлять подключение объектов капитального строительства в пределах границ
принадлежащих им земельных участков;
по вопросу об оформлении на
газораспределительные организации прав собственности на вновь построенные
газопроводы-отводы, технологически связанные с существующими сетями
газораспределения и газопотребления, принадлежащими газораспределительным
организациям или лицам, которые не оказывают услуг по транспортировке газа.
Начало действия документа – 21.09.2015
Обзоры всех главных тем и законодательства за месяц читайте
в ежемесячном дайджесте BigpowerNews «Энергетика России:
Итоги месяца».