МОСКВА, 25 августа (BigpowerNews) 15 июня на встрече правительства с президентом Дмитрий Медведев запустил реформу, обсуждавшуюся несколько лет,— слияние ФАС и ФСТ. Реорганизация служб должна завершиться до 1 марта 2016 г. Объединенный орган, руководить которым будет глава ФАС Игорь Артемьев, сосредоточит в себе конфликтующие задачи конкурентной и тарифной политики. ФСТ же, утратив самостоятельность, потеряет возможность отстаивать важность рыночной составляющей при формировании цен на услуги «Газпрома», «Россетей» и других госмонополий.
Материалы по теме:
Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования».
http://www.bigpowernews.ru/research/docs/document65128.phtml
Распоряжение правительства РФ от 23.07.2015 № 1412−р Об упразднении ФСТ РФ
http://www.bigpowernews.ru/research/docs/document65239.phtml
ПРОЦЕСС ЗАПУЩЕН
Идея Минэкономики об усилении конкуренции на монопольных рынках обсуждалась в правительстве в нескольких вариантах с 2012 года. Публичной дискуссия стала весной 2013–го, когда ФАС впервые заявила претензию на регулирование тарифной политики, что укладывалось в логику создания укрупненных экономических регуляторов (первым стал финансовый мегарегулятор). Инициировавший обсуждение поручением ИШ–7085 от 23 ноября 2012 года первый вице–премьер Игорь Шувалов передал обсуждение вариантов реформы в «Открытое правительство». Его эксперты насчитали 35 возможных развилок реформы, из которых самая крупная — выбор между тонкой настройкой старой модели, слиянием ФАС и ФСТ, созданием отраслевых регуляторов и превращением ФСТ в межотраслевой регулятор инфраструктуры, напоминает «Коммерсант». Позже дискуссия угасла, и лишь в апреле 2015 года в Белом доме вновь начались разговоры о слиянии служб, причем источники «Коммерсанта» настаивали на том, что это «отголоски» прежних споров. Актуальность темы, однако, постоянно поддерживала борьба ФАС и ФСТ за полномочия в отношении госмонополий.
И вот 15 июля этого года премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил: «Есть предложение влить снова Федеральную службу по тарифам в состав антимонопольного ведомства, которое работает вполне успешно». «Хорошо»,— согласился глава государства. По предложению премьера, новое ведомство возглавит нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев, передал BigpowerNews.
Уже через неделю, 21 июля, президент своим указом упразднил ФСТ и передал её функции ФАС.
«ФАС является правопреемником упраздняемой ФСТ, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений», говорится в документа. Одновременно с этим президентским указом правительству было дано ряд поручений. В частности, обеспечить непрерывность осуществления передаваемых ФАС функций упраздняемой ФСТ. А также предусмотреть сохранение кадрового потенциала ликвидируемой службы в целях реализации функций, выполняемых ею до настоящего времени. Кроме того кабмину поручено в 3−месячный срок привести свои акты в соответствие с подписанным указом, представить предложения по приведению в соответствие с ним актов президента и обеспечить «проведение иных мероприятий, необходимых для реализации» указа.
В целом мероприятия по упразднению ФСТ должны быть завершены до 1 марта 2016 года, следует из распоряжения правительства РФ, подписанного 23 июля, сообщает BigpowerNews.
Возможно, реорганизация ФАС и ФСТ пройдет в более в короткий срок, говорил статс–секретарь, замглавы ФАС Андрей Цариковский на следующий день после встречи Путина и Медведева по реорганизации госслужб, ссылаясь на сроки ликвидации Рособоронзаказа, когда за два месяца были подготовлены необходимые акты. «Я могу только привести статистику по аналогичным вопросам. Было принято принципиальное решение президентом по Рособоронзаказу и в течение 1,5−2 месяцев были готовы все нормативные документы»,- сказал тогда замглавы ФАС.
По словам Цариковского, основной проблемой в настоящее время, является непрерывность деятельности в сфере тарифного регулирования, для чего необходимо создать новую ведомственную структуру ФАС.
«Чтобы менять структуру, требуется внести изменения в положение о ФАС нормативными актами правительства. Мы будем просить Дмитрия Анатольевича [Медведева – ред.] подписать их как можно скорее. Хотелось бы, чтобы нам пошли навстречу, подписав эти документы в течение 2–3 недель. Это позволило бы обеспечить стабильную работу новой структуры», – сказал Цариковский журналистам 29 июля.
30 июля «Коммерсант» сообщил, что вопрос о том, войдут ли служащие ФСТ в состав профильных управлений ФАС или регулирование тарифов будет обособлено внутри новой службы пока не решен. Окончательное решение должно быть принято «в ближайшие недели», сообщила тогда газета. При втором варианте не исключено продолжение былых конфликтов между ФСТ и ФАС уже внутри одной структуры, говорят собеседники «Коммерсанта».
Цариковский говорит, что вопрос о руководителях ФСТ будет решаться правительством РФ.
При этом замглавы ФАС считает некоторое сокращение персонала при слиянии служб неизбежным.
«Мы достаточно внимательно обсудим предложения тех, кто хотел бы работать в ФАС…. При объединении не должно быть механического объединения двух численностей (штата — ред.). Надо внимательно посмотреть по численности, сколько надо оставить профильных работников…. Всегда плюс таких объединений в том, что огромное количество вспомогательных сотрудников, которые нужны в различных управлениях делами, международных управлениях, может быть сокращено, а это очень большой резерв сокращений», — сказал Цариковский в интервью РИА Новости.
Эксперты отмечают, что резерв не так велик: «Существенного дублирования функций двух ведомств нет, разве что по незначительным вопросам,— считает Илья Долматов, глава Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики, слова которого приводит Коммерсант.— Регулирование естественных монополий и рынков требует различных подходов, это и было закреплено после создания двух служб в 2004 году». Кроме того, по его словам, нельзя сказать, что у ФСТ с учетом ее целей и задач было избыточное число сотрудников. «В службе работает менее 500 человек, многие из которых обладают уникальными компетенциями, странно говорить о больших резервах для сокращений,— говорит эксперт.— В то же время число сотрудников ФАС с учетом региональных отделений достигает свыше 3 тыс.». Источники «Коммерсанта» в Службе по тарифам 16 июля сообщали, что пока никаких изменений в ее работе нет.
ЧЕГО ЖДАТЬ?
По информации «Коммерсанта», в докладе экспертного сообщества принятый властями вариант слияния двух госорганов оценен относительно дешевым по затратам, но самым конфликтным по последствиям. В частности, объединенная ФАС–ФСТ наследует конфликт между необходимостью обеспечить прибыль госмонополий, приемлемые тарифы для потребителей и конкурентную среду и не заинтересована в координации развития инфраструктуры.
Опрошенные «Коммерсантом» аналитики пока не уверены в оценках принятого президентом и премьером решения. «Будет необходимо вносить изменения в законодательство. Может измениться сама концепция деятельности органов регулирования, насколько — сейчас сказать сложно»,— отмечает Илья Долматов, глава Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики. По его словам, есть риск, что объединение ФАС и ФСТ окажется бюрократизированной структурой, не ясно и как преобразится структура региональных органов тарифного регулирования. Глава Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян сказал «Коммерсанту», что надеется «на рост прозрачности региональных тарифов», но также не рискнул предположить, войдут ли представители «федеральной вертикали ФАС» в региональные энергетические комиссии, или конструкция будет иной.
«Идею с объединением ведомств на базе ФАС стали продвигать, когда предприниматели донесли до президента объективную информацию о деятельности антимонопольного органа: число дел на два порядка превышает показатели любой другой страны, малый бизнес стал основным объектом преследования. При этом все крупные слияния ФАС согласовала, посодействовав монополизации экономики»,— возмущается в беседе с «Коммерсантом» эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. По его оценке, объединение ФАС и ФСТ сродни объединению московских школ — «когда лучшие по рейтингу школы сливаются с худшими на базе и при сохранении руководства последних». «Это решение свидетельствует об игнорировании властью мнения общественности, экспертов и даже собственных министерств»,— отмечает господин Ульянов.
Учитывая же, что, по мнению экспертов, из предложенных вариантов слияние ФАС и ФСТ будет в наименьшей степени способствовать формированию конкурентной среды на монопольных рынках, можно предположить, что это событие скорее является аппаратной победой Игоря Артемьева. Предыдущей такой победой было пока неформальное согласие правительства на допуск ФАС к контролю закупочной деятельности госкомпаний — особенно учитывая, что новый орган под управлением господина Артемьева и будет заниматься как раз пересечением понятий «госкомпания» и «госмонополия».
Обзоры всех главных тем месяца читайте в ежемесячном обзоре BigpowerNews «Энергетика России: Итоги месяца».