Общий долг россиян по квартплате в мае этого года достиг небывалой
величины — 1 триллион рублей. Как принуждают граждан оплачивать счета
вовремя и насколько эффективны принимаемые меры? Что предпринимает
Правительство, чтобы нивелировать ситуацию с долгами? Когда будет введен
в действие закон о повышении платежной дисциплины граждан
и насколько «драконовскими» будут прописанные в нем нормы? Об этом в
статье сайта «Свободная пресса» (СП).
Что грозит должникам сейчас
По данным «Национальной службы взыскания», одного из крупнейших
в России коллекторских агентств, внутренняя структура громадной
задолженности выглядит следующим образом: 15% этой суммы составляют неплатежи
за холодную воду, вывоз мусора и ремонт общего имущества, 20% — долги
по оплате поставок электроэнергии, 25% — просрочки платежей за газ.
Львиную долю, 40%, составляют задолженности за отопление и горячую
воду.
По мнению специалистов, все существующие на сегодняшний день меры
по борьбе с неплательщиками, при всей их внешней серьезности,
ощутимо в лучшую сторону ситуацию с долгами не меняют.
Так, например, юристы отмечают, что изъять квартиру за долги
у собственника практически нереально. Во-первых, это можно делать только
в том случае, если у должника есть в собственности другое
пригодное для проживания помещение. А, во-вторых, долг по «коммуналке»
должен быть сопоставим с кадастровой стоимостью объекта недвижимости.
Учитывая, что сейчас она максимально приближена к рыночной, суммы должны
быть попросту астрономическими. Нанимателя, конечно, выселить гораздо легче,
но тут все упирается в тот факт, что у большинства
муниципалитетов попросту отсутствует маневренный жилой фонд для подобных
действий.
«Отрезать» квартиры от основных инженерных сетей (газа, электричества,
воды, канализации) коммунальщики также не спешат. Это в большинстве
случаев невозможно технически. Кроме того, нередко это чревато встречными
санкциями, поскольку существуют категории граждан, в отношении которых
такие меры применять попросту запрещено. О какой-либо действенности
профилактических бесед говорить вообще смешно.
Более или менее сносно работает, пожалуй, только запрет на выезд
за рубеж да обращения в суд. Но, во-первых, доля граждан,
могущих позволить себе отдых в другом государстве, в общем числе
неплательщиков довольно мала. А, во-вторых, дела в суде могут
рассматриваться месяцами (суды завалены подобными исками УК
к гражданам, что называется, по горло), да и далеко
не во всех случаях возможно достижение быстрого результата.
И что будет через пару месяцев
Похоже, что для исправления катастрофической ситуации у Правительства
Р. Ф. есть лишь один выход — ужесточить штрафные санкции.
И оно, судя по всему, настроено быстро и решительно «перейти
Рубикон» в вопросе повышения платежной дисциплины граждан. Так,
21 мая премьер-министр Дмитрий Медведев заявил — механизм должен
заработать уже к осени этого года.
Следовательно, с большой долей уверенности можно говорить о том,
что относительно точная дата вступления в силу соответствующих
законопроектов — № 348213−6 и № 500410−6 — уже определена. Осталось
только понять, насколько «драконовскими» будут прописанные в них
нормы.
А они, судя по всему, действительно будут таковыми. Взамен
отклоненного в конце апреля предложения Минстроя предложения
(об увеличении штрафов за неплатежи до 17,7;% годовых с 91
дня просрочки) Минэнерго внесло на обсуждение в Госдуму свои —
увеличить штрафы до 23% годовых с 31 дня просрочки.
Мы поинтересовались у Максима Ланды, руководителя одной
из секций («Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК
и ЖКХ» — «СП») экспертного совета думского комитета
по энергетике, насколько оправдана столь жесткая позиция Минэнерго
и насколько далеко идущими могут быть последствия?
— По состоянию на 14 мая 2015 года общая
задолженность участников розничных рынков электрической энергии составила 208,8
миллиарда рублей (+54,1 миллиарда к началу года), за газ — 163,3
миллиарда, за потребленную тепловую энергию — 178,9 миллиарда,
а за воду и услуги водоотведения перед организациями
водопроводно-канализационного хозяйства — около 15 миллиардов. Откладывать
дальше решение проблемы нельзя — сложившаяся ситуация приводит
к увеличению тарифной нагрузки на добросовестных потребителей,
поскольку расходы по обслуживанию кредитов участников рынка из-за
неплательщиков закладываются в регулируемые тарифы.
Так что эта позиция Минэнерго — вынужденная. После того, как
в конце 2014 года процентные ставки по банковским кредитам
взметнулись вверх, потребителям стало выгодней кредитоваться за счет
энергокомпаний — зачем привлекать более дорогие кредитные средства
на свои операционные расходы, когда можно просто не платить
энергетикам, экономя на разнице между низкими штрафами и высокими
банковскими процентами? Таких перекосов в экономике быть
не должно.
Хотя сам по себе рост штрафных санкций и размера пеней —
палка о двух концах. И одним из них экономике самих
энергокомпаний может быть нанесен болезненный удар. Рост пеней приведет
к увеличению общего объема задолженности. Следовательно, налогооблагаемая
база увеличится тоже. А ухудшение финансовых показателей энергокомпании
автоматом затруднит привлечение кредитных средств на оптимальных условиях
и приведет к увеличению тарифов для населения и других конечных
потребителей.
«СП»: — С экономической точки зрения здесь, может быть, все
верно. Но, вот, например, «минстроевское» предложение было снято
с обсуждения как способное вызвать широкое народное возмущение.
А если поправки энергетиков пройдут в неизменном виде,
то нетрудно представить, как на это отреагируют граждане. Что мешало
двум министерствам раньше найти какой-то компромисс?
На мой взгляд, специалистам Минэнерго и Минстроя необходимо
подойти к решению проблемы неплатежей совместно и комплексно. Еще
в 2013 годы эксперты нашей секции разработали так называемую матрицу
законодательных инициатив для решения проблемы неплатежей. Проделана огромная
работа, результаты этого труда находятся в открытом доступе. Нужно лишь
приложить минимум усилий — взять, рассмотреть, сократить/дополнить,
оформить.
Но нет, двум министерствам оказалось проще взять предложения
отдельных сегментов рынка, инициировать два законопроекта, получить конфликт
интересов по пересекающимся темам, и затянуть в итоге,
их рассмотрение почти на два года, вплоть до резкого роста
долгов.
«СП»: — Кстати, о резком росте долгов. На кого,
по вашему мнению, в первую очередь следует возлагать ответственность
за это? И как предупредить дальнейшее развитие ситуации в этом
ключе?
— Самое страшное зло для отрасли — недобросовестные
перепродавцы. Они собирают с населения деньги, чтобы потом исчезнуть
с ними в неизвестном направлении. В общей структуре
задолженности, например, перед поставщиками тепла, доля неплатежей
от таких посредников (а это различные УК и ООО) составляет
от 50 до 70%.
Чтобы этого избежать, здесь надо в первую очередь совершенствовать
имеющуюся нормативную базу. Если не исключить возможность систематического
вывода средств из экономики энергетических предприятий через
недобросовестных посредников, то ситуация с ростом неплатежей
кардинальным образом не изменится.
Большинство экспертов нашей секции уверено — для ресурсоснабжающих
организаций следует предусмотреть возможность перехода на прямые расчеты
с населением. Вот, скажем, посредник обанкротился или помахал всем
остальным участникам процесса ручкой из какого-нибудь офшора. Кому
в итоге выставлять повышенные пени и штрафные санкции? А «ресурсник»
со своими станциями, сетями и ресурсами никуда деться
не сможет.
«СП»: — Получается, что в ближайшей перспективе ничего хорошего
гражданам имеющим долги по коммуналке, ждать не придется?
— Ну почему же. Мы, например, несколько дней назад
обратились к директорам ресурсоснабжающих организаций
и энергокомпаний с просьбой поддержать всероссийскую акцию «Старые
долги — по старым тарифам».
Дело в том, что в начале лета платежная дисциплина граждан
традиционно снижается. А уже 1 июля 2015 года, одновременно
со вступлением в силу закона о банкротстве физлиц, вводятся
в действие новые, повышенные тарифы на коммунальные услуги.
И есть серьезные опасения, что в совокупности эти два фактора могут
спровоцировать еще больший рост задолженностей по коммунальным
платежам.
Подключаясь к акции, компания, во-первых, публично напоминает
гражданам о необходимости своевременной уплаты долгов
за энергоресурсы и услуги ЖКХ до момента вступления в силу
новых тарифных решений. А, во-вторых, получает шанс гарантированно вернуть себе
какую-то часть долгов, ведь для многих граждан перспектива при расчете
заплатить меньше довольно привлекательна.
«СП»: — А каков конкретный механизм ее реализации?
— Условия могут варьироваться с учетом специфики региона.
Где-то может быть объявлен мораторий на начисление пени и штрафных
санкций, если долг будет полностью погашен в определенный срок. Или
должнику будет предоставлена возможность заключить соглашение
о реструктуризации долга (если будет производиться полная ежемесячная
оплата текущего потребления энергоресурсов, и при этом фиксированная часть
старого долга будет погашаться по старому тарифу). Особенно актуальным
и востребованным может стать разработка специальных условий погашения
задолженности для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К таковым я отношу, например, держателей валютной ипотеки
и пострадавших в результате стихийных бедствий.
«СП»: — И как отреагировали ресурсники в регионах?
Пожалуй, вряд ли стоит ожидать от них активности, ведь выгоднее
предъявить счет должникам после 1 июля. Есть ли сторонники
у этой акции?
— Ну, подводить итоги активности тех или иных регионов несколько
преждевременно, думаю, предварительный анализ можно будет сделать после
15 июня. Некоторые компании находятся еще в стадии принятия
соответствующих решений.
Первая реакция следующая — большинство частных компаний в этой
акции увидели возможности, а большинство государственных —
препятствия. Это нормально, кому-то проще ничего дополнительно не делать,
а кто-то, не откладывая в долгий ящик, стал вносить
корректировки в свои текущие планы.
На сегодняшний день к акции уже точно присоединились
энергокомпании и ресурсоснабжающие организации в следующих областях:
Архангельская, Амурская, Кемеровская, Самарская, Саратовская, Оренбургская,
Вологодская, Воронежская, Тульская, Ростовская, Самарская, Ульяновская,
Нижегородская, Тамбовская, Пензенская Пермская, Кировская, Костромская,
Новгородская, Ярославская, Свердловская, Владимирская, Ивановская. Кроме того,
положительно эту идею оценивают в республиках Адыгея, Бурятия, Марий Эл,
Карелия, Чувашия, Мордовия, Коми, Удмуртия, а также в Краснодарском
крае.
Самыми активными сторонниками акции пока стали: «Кузбассэнергосбыт»,
Группа компаний «ТНС энерго», Российские коммунальные системы (РКС),
«Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2), «Энергосбыт Плюс» (КЭС).
С большой долей вероятности в акции примет участие
«Мосэнергосбыт».
Каждая энергокомпания адаптирует условия акции под свои возможности.
«Энергосбыт Плюс» (КЭС), например, планирует предложить своим потребителям
специальные условия реструктуризации задолженности и объявить амнистию
на начисление пеней при условии полного погашения долга
до 01.07.2015.
Акция не требует каких-то дополнительных усилий и затрат, вся
работа ведется в рамках обязательного раскрытия информации
об изменении тарифов. Думаю, осенью мы подведем ее итоги. Если
опыт окажется положительным, компании сами возьмут его «на вооружение».
Так было, например, с «Золотой опорой», инициированной еще в нулевые
РАО «ЕЭС России». Практика поощрения добросовестных потребителей из числа
юридических лиц прижилась во многих регионах.