Сейчас министерство хочет выделить в проекте некий «окупаемый этап», оплата которого за счет фонда могла бы позволить соблюсти правила расходования ФНБ. Сомнения связаны с возможной заморозкой планов добывающих компаний в регионе, за счет чего Федеральная сетевая компания могла бы получить новых потребителей. Но эксперты полагают, что проект надо считать стратегическим для развития Дальнего Востока и его финансирование неизбежно ляжет на плечи государства.
МОСКВА, 27 мая (BigpowerNews) Вчера заместитель главы Минэкономики Николай
Подгузов сообщил о новой идее министерства о том, как скорректировать выделение
средств Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») из ФНБ на
электрификацию БАМа и Транссиба. По его словам, которые приводит Коммерсант,
Минэкономики смотрит на проект с точки зрения обязательной возвратности средств
ФНБ, но проект многоэтапный, и в нем есть возможность выделить «окупаемый этап»
и предоставить средства конкретно на него. Что это за этап, он не уточнил. В
Минэкономики «Ъ» подтвердили лишь, что «совместно с Минэнерго прорабатывают
оптимальную схему возвратности средств ФНБ». В Минэнерго комментариев не
дали.
Проект энергоснабжения БАМа и Транссиба оценивается в 127 млрд. руб.,
ФСК подала заявку на выделение из ФНБ 40% стоимости проекта — 50,5 млрд.
руб. (остаток — собственные и заемные средства). Деньги из ФНБ формально могут
быть инвестированы только в окупаемые инвестпроекты, то есть примерно
соответствующие требованиям крупных инвестфондов. Как и в случае с
ОАО РЖД, ведущего на средства фонда модернизацию БАМа и Транссиба,
коммерческие перспективы проекта ФСК зависят от реализации компаниями планов по
освоению месторождений региона: у сетей рост должен идти за счет
техприсоединения новых потребителей, у ОАО РЖД — за счет роста
грузопотока. Но еще в 2014 году эти планы вызывали сомнение у Deloitte: аудитор
проектов ОАО РЖД счел риски заморозки части проектов высокими, а ожидаемый
грузопоток — завышенным на 25 млн. тонн, напоминает Коммерсант. Отсутствие
нужного числа потребителей — основной источник сомнений и в окупаемости
электрификации проекта, говорит собеседник газеты в профильных ведомствах.
Но ОАО РЖД добиться денег ФНБ удалось: правительство в декабре 2014
года утвердило выделение 100 млрд. руб. на БАМ и Транссиб, в 2015 году
должно быть направлено 7,5 млрд. руб. на развитие восточной части БАМа. В
марте ФСК и ОАО РЖД договорились о синхронизации проектов, но заявка ФСК
до сих пор не удовлетворена. В конце апреля глава ФСК Андрей Муров говорил, что
пока в инвестпрограмме компании предусмотрено на этот проект 34 млрд. руб.
и, если средства ФНБ не выделят, будут построены только объекты, обеспеченные
этим финансированием. В ФСК проект называют стратегическим, добавляя, что
Минэнерго его поддерживает и решение за правительством, но не уточняют, какой
этап проекта может быть сочтен самоокупаемым.