Сама ФСК ждет бегства клиентов и роста неплатежей, а потребители не одобряют любое увеличение тарифов. Этот вопрос будет рассматривать сегодня правкомиссия, которая также собирается обсудить и расскритикованное ведомствами создание на основе Россетей единой операционной компании с общим тарифом.
МОСКВА, 15 октября (BigpowerNews) Сегодня, 15 октября, на заседании
правительственной комиссии по электроэнергетике будет рассмотрена долгосрочная
программа развития «Россетей», заявили «Коммерсанту» источники на энергорынке.
В нее по–прежнему внесен ряд инициатив, не получивших одобрения ведомств, в
частности создание на ее основе единой операционной компании с общим тарифом и
полномочиями координатора всего сетевого комплекса. Одно из предложений, нужных
«Россетям» для компенсации выпадающих доходов (по оценке компании,
600 млрд. руб. за три года),–– введение запрета на прямые контракты
крупных потребителей с ФСК.
До 2014 года промышленность практически не могла работать с ФСК напрямую:
потребителям навязывали «последнюю милю», когда они платили сетям дважды — по
тарифу ФСК и по тарифу распредсетей, услугами которых фактически не
пользовались. Сейчас в большинстве регионов эта практика отменена. По оценке
Натальи Пороховой из Газпромбанка, мнение которой приводит «Коммерсант», тариф
ФСК ниже самого дешевого тарифа распредсетей в 1,5 раза.
«Все потребители опять вернутся к “последней миле”, с которой
мы так долго боролись», — расстроен собеседник «Ведомостей»
в крупной металлургической компании. Это будет мера «ни себе
ни людям»: потребителям запретят подключаться к ФСК,
но к МРСК они тоже не пойдут: слишком высоки тарифы, считает
источник в одной из энергокомпаний. По информации «Ведомстей»,
«Россети» планируют дополнительно получить с потребителей 88,9 млрд.
рублей в 2015–2017 гг., а электроэнергия ежегодно будет расти
на 1,5%, подсчитала Порохова. Для энергоемких потребителей цена может
вырасти на 20–30%, цитируют ее «Ведомостиа.
ФСК категорически против запрета на прямые контракты, знает Коммерсант. В
случае реализации программы компании останутся только полномочия по межсетевому
взаимодействию, говорят в ней. Сейчас на прямые контракты приходится 25%
доходов ФСК. Надбавка распредсетей повлечет за собой кратное увеличение
платежей потребителей, что создает риски ухода клиентов к собственной генерации
и сворачивания промпроизводства. Более того, говорят в компании, потребители
ФСК платят исправно, а распредсети — нет, что чревато ростом дебиторской
задолженности.
Но Минэнерго отчасти поддержало эту инициативу. Как пояснил Коммерсанту
замминистра Вячеслав Кравченко, по основным пунктам не одобряющий долгосрочной
программы развития Россетей, это предложение как минимум заслуживает
внимательного изучения. Но он отмечает, что запрет на прямые контракты с ФСК в
случае утверждения коснется только новых потребителей. В Россетях считают,
что доставка электроэнергии до конечного потребителя — дело распределительных
сетей, а не магистральных. Исключение может быть сделано только для
потребителей, которые будут оплачивать техприсоединение к сетям
полностью, — пока они стараются сделать это за счет инвестпрограммы
ФСК, т. е. за счет потребителей всей страны, добавляет
собеседник Ведомостей в Минэнерго.Потребители не в восторге ни от идеи
отменить прямые взаимоотношения с ФСК, ни от варианта Минэнерго. Есть много
несоответствий здравому смыслу — к примеру, при подключении потребителей в
отдаленных районах, где нет альтернативы магистральным сетям, говорят в НП
Сообщество потребителей энергии. Там напоминают: при обсуждении отмены
последней мили говорилось, что это накачивание распредсетей деньгами за
фактически не оказываемые услуги, пишет Коммерсант.