Авторы: Александр Лаврентьев, руководитель
Группы по проектам в ТЭК юридической фирмы VEGAS LEX, Кузьма Пимениди, младший
юрист Группы по проектам в ТЭК юридической фирмы VEGAS LEX
В связи с тем, что законодательство о теплоснабжении находится на стадии
становления, договорные отношения в данной области сопряжены с определенными
сложностями, присущими вновь формирующимся договорным системам. Участники
отношений в сфере теплоснабжения сталкиваются с неоднозначностью правовых норм,
коллизиями, а также c отсутствием строгой регламентированности определенных
вопросов. В настоящей статье мы попробуем разобраться в особенностях договорных
отношений в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии.
В настоящее время Закон о теплоснабжении (Федеральный закон от
27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении»), разделяет несколько основных
договорных конструкций, регулирующих отношения в сфере теплоснабжения, в числе
которых:
договор на подключение к системам теплоснабжения;
договор теплоснабжения;
договор поставки тепловой энергии;
договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Договор на подключение к системам теплоснабжения
Из части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении следует, что подключение к
системам теплоснабжения осуществляется посредством отдельного договора на
подключение (технологическое присоединение), который является публичным для
теплоснабжающей, теплосетевой организации. Данное правило означает, что
теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказать обратившемуся к
ней потребителю в заключении договора на подключение к системам
теплоснабжения.
Между тем публичность договора на подключение к системам теплоснабжения
обеспечивается только при соблюдении определенных условий. Так, отказ
потребителю в заключении договора на подключение объекта капитального
строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения
радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается при условии наличия
свободной мощности в соответствующей точке подключения, а также технической
возможности подключения.
При этом техническая возможность подключения существует:
(a) при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей,
обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии;
(b) при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой
энергии.
Несмотря на то, что оговорка касательно необходимости существования
технической возможности подключения не вступает в противоречие с пунктом 3
статьи 426 ГК РФ, которым предусмотрена обязанность заключения публичного
договора при условии наличия возможности, на практике потребитель может
столкнуться с трудностями, вызванными отсутствием субъективности при
определении наличия возможности подключения.
В случае технической невозможности на момент обращения заявителя осуществить
подключение к тепловым сетям вследствие отсутствия свободной мощности в точке
подключения, отказ потребителю в заключении договора на присоединение также не
допускается, но при условии, что инвестиционной программой теплоснабжающей/
теплосетевой компании предусмотрены мероприятия, необходимые для обеспечения
технической возможности подключения.
Исходя их требований, установленных пунктами 31−32 Правил подключения
к системам теплоснабжения (Правила подключения к системам теплоснабжения,
утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307), подключение к
системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии
осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения.
Нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев с даты заключения
договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в инвестиционной
программе исполнителя или иной соответствующей организации, но при этом срок
подключения не должен превышать 3 лет. Условия подключения выдаются
исполнителем вместе с проектом договора о подключении, являются его
неотъемлемой частью и не могут иметь срок действия менее 2 лет.
Следует отметить, что согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса
РФ срок действия Технических условий (далее – ТУ) и срок внесения платы за
подключение (технологическое присоединение) к тепловым сетям устанавливается
организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического
обеспечения, не менее чем на 3 года или при комплексном освоении земельных
участков в целях жилищного строительства – не менее чем на 5 лет. На
сегодняшний день ни законодательство, ни судебная практика не дают разъяснений
касательно коллизии упомянутой нормы Градостроительного кодекса с нормами
Правил подключения к системе теплоснабжения. Тем не менее в отношениях в сфере
теплоснабжения приоритетную роль играют именно правила, устанавливаемые
законодательством о теплоснабжении.
По общему порядку, плата за подключение к системе теплоснабжения
устанавливается соответствующим регулирующим органом в расчете на единицу
мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в
зависимости от параметров подключения.
При этом упомянутая плата может включать в себя затраты на создание тепловых
сетей протяженностью от существующих тепловых сетей до точки подключения
объекта капитального строительства заявителя.
В плату за подключение не включаются расходы, предусмотренные на создание
тепловых сетей инвестиционной программой или за счет иных источников. Также
законодательство не предусматривает включение в плату за подключение расходов,
связанных со строительством тепловых сетей в пределах границ земельного участка
заявителя.
В то же время в случае отсутствия технической возможности подключения плата
за подключение к системе теплоснабжения устанавливается для каждого
потребителя, в том числе застройщика, в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 110 Основ ценообразования (Основы ценообразования в сфере
теплоснабжения, установлены Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №
1075), в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке,
включаются средства для компенсации регулируемой организации:
(a) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта
капитального строительства потребителя, в том числе – застройщика;
(b) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от
существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки
подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в
соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих
тепловых сетей;
© расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой
энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или)
тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого
подключения;
(d) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым
законодательством.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее отношения, связанные с
технологическим присоединением к тепловым сетям (в отличие от законодательства
в электроэнергетике), не содержит норм, прямо указывающих на то, что
присоединение к тепловым сетям носит однократный характер. Такое положение дел
может явиться причиной для споров и злоупотреблений.
Например, потребитель, являясь новым собственником здания, бывший владелец
которого осуществил присоединение к тепловым сетям согласно требованиям,
действовавшим на момент присоединения, может столкнуться с ситуацией, при
которой теплоснабжающая/теплосетевая организация отказывается заключать договор
теплоснабжения, ссылаясь на необходимость осуществления нового присоединения.
Необходимо помнить, что такое требование незаконно в связи со следующим.
Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем
заявки на подключение к системе теплоснабжения в случаях:
(a) необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь
создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к
системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование
тепловой мощности;
(b) увеличения тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого
объекта;
© реконструкции или модернизации подключаемого объекта,
при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой
мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция,
модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе
теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении
режимов потребления тепловой энергии.
Приведенный выше список является исчерпывающим, в нем перечислены все
законные основания для осуществления процедуры подключения к системам
теплоснабжения. Следовательно, смена собственника не будет являться основанием
для заключения договора о подключении, а отказ от заключения договора
теплоснабжения в связи со сменой собственника неправомерен.
При этом в качестве документов, подтверждающих подключение заявителя в
установленном порядке к системе теплоснабжения, используются:
(i) выданные акты о подключении, присоединении;
(ii) технические условия с отметкой об их исполнении;
(iii) наряды-допуски теплоснабжающих организаций.
В случае утраты документов возможны два варианта их восстановления, в
зависимости от статуса организации, к сетям которой подключен заявитель.
Если тепловые сети заявителя присоединены к сетям Единой теплоснабжающей
организации (далее – ЕТО), указанная организация обязана в течение 10 рабочих
дней самостоятельно за счет средств заявителя проверить наличие надлежащего
подключения и составить соответствующий акт о выполнении работ и согласовании
подключения. При этом размер взимаемой с заявителя компенсации затрат единой
теплоснабжающей организации на проверку наличия надлежащего подключения не
может превышать 500 рублей за 1 объект.
Если же речь идет о присоединении к сетям, не принадлежащим ЕТО, проверка
наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями
теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к
сетям которой подключен заявитель, или с владельцем источника тепловой энергии,
к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением
акта о разграничении балансовой принадлежности.
Таким образом, законодательство в сфере теплоснабжения в его сегодняшнем
виде создает препятствия для потребителя, не имеющего доступа к существующим
тепловым сетям. Целесообразность установления платы за подключение к сетям в
индивидуальном порядке для рассматриваемой категории потребителей не совсем
ясна. Очевидно, что исключение требования об установлении платы в
индивидуальном порядке будет выгодно как для потребителей, так и для
регулируемых организаций. Изменения законодательства в данной части позволили
бы создать условия наименьшей дискриминации для развития систем
теплоснабжения.
К кому идти за теплом?
Что касается выбора организации, в которую следует обращаться в целях
подключения к системам теплоснабжения, пунктом 8 Правил подключения к системам
теплоснабжения установлено, что теплоснабжающая или теплосетевая организация, к
которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами
деятельности (эксплуатационной ответственности) таких организаций.
Описание зон деятельности (эксплуатационной ответственности) теплоснабжающих
/теплосетевых организаций, ЕТО, а также описание структуры договорных отношений
между ними должно содержаться в схеме теплоснабжения поселения, городского
округа. Однако если заявитель не имеет сведений об организации, к которой
следует обращаться за заключением договора о подключении, он вправе обратиться
в орган местного самоуправления с письменным запросом о представлении сведений
о такой организации с указанием местонахождения подключаемого объекта. Орган
местного самоуправления обязан в течение 2 рабочих дней в письменной форме
представить сведения о соответствующей организации.
При этом в случае, если на одной территории существуют несколько систем
теплоснабжения, уполномоченные органы либо определяют ЕТО в каждой системе,
либо одну ЕТО на несколько систем теплоснабжения. На территории своей системы
теплоснабжения ЕТО обладает рядом обязательств, в частности:
(a) заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми
обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, при условии соблюдения
указанными потребителями выданных им в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности ТУ подключения к
тепловым сетям;
(b) заключать и исполнять договоры поставки тепловой
энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки,
распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
© заключать и исполнять договоры оказания услуг по
передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения
теплоснабжения потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии,
теплоносителя при их передаче.
Договор теплоснабжения
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию у теплоснабжающей
организации по договору теплоснабжения. Необходимо отметить, что договор
теплоснабжения является публичным для ЕТО. Упомянутая организация не вправе
отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при
условии соблюдения таким потребителем выданных ему ТУ подключения
(технологического присоединения) к тепловым сетям.
При этом пунктами 29–31 Правил организации теплоснабжения (Правила
организации теплоснабжения в РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от
08.08.2012 808) предусматривается право потребителя, не имеющего задолженности
по договору, отказаться от исполнения договора теплоснабжения с ЕТО и заключить
договор с иной теплоснабжающей организацией в случаях:
(a) подключения теплопотребляющих установок потребителя к
источникам тепловой энергии, принадлежащим иному владельцу источников тепловой
энергии, с которым заключается договор теплоснабжения;
(b) поставки тепловой энергии в тепловые сети, к которым
подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих
иному владельцу источника тепловой энергии;
© поставки тепловой энергии в тепловые сети, к которым
подключен потребитель, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным
владельцам, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по
поставке тепловой энергии потребителям с источников тепловой энергии,
принадлежащих разным лицам.
При заключении договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой
энергии потребитель обязан возместить ЕТО убытки, связанные с переходом к
теплоснабжению непосредственно от источника тепловой энергии, в размере,
рассчитанном ЕТО и согласованном с органом тарифного регулирования субъекта РФ.
Однако если, по оценке ЕТО, заключение договора потребителя с иным владельцем
тепловых сетей приводит к снижению надежности теплоснабжения для других
потребителей, данный факт доводится до потребителя тепловой энергии в
письменной форме и лишает последнего права отказаться от исполнения договора
теплоснабжения с ЕТО.
Для компенсации потерь тепловой энергии в своих сетях теплосетевые и
теплоснабжающие организации либо приобретают необходимый объем тепловой энергии
у других теплоснабжающих организаций по договорам поставки тепловой энергии,
либо компенсируют потери путем производства тепловой энергии.
Договор поставки тепловой энергии
По мере развития схемы теплоснабжения и увеличения тепловых нагрузок может
возникнуть ситуация, при которой производимой теплоснабжающей организацией
тепловой энергии будет недостаточно для обеспечения потребителей в зоне своей
деятельности необходимым количеством тепловой энергии. Однако законодательство
не содержит норм, которые позволили бы потребителю самостоятельно обращаться в
сторонние теплоснабжающие организации для обеспечения поставки необходимого
объема тепловой энергии. Вместо этого Закон о теплоснабжении возлагает на
теплоснабжающие организации обязанность заключать между собой договоры,
направленные на обеспечение потребителей необходимым количеством тепловой
энергии.
Так, согласно части 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие
организации самостоятельно производят тепловую энергию или заключают договоры
поставки тепловой энергии с другими теплоснабжающими организациями. Также
упомянутой нормой закреплена обязанность ЕТО и теплоснабжающих организаций
заключать договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в
отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой
теплоснабжения.
Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии
Необходимость заключения договора оказания услуг по передаче тепловой
энергии возникает в тех случаях, когда теплопринимающие установки потребителя
непосредственно не присоединены к теплосетям теплоснабжающей организации.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии теплосетевая
организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные
действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в
состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям,
преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу
тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой
энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а
теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
При этом законодательство не предусматривает для потребителя возможности в
целях обеспечения доступа к теплосетям теплоснабжающей организации напрямую
обращаться в сетевые организации, посредством которых будет обеспечиваться
доступ к теплоснабжающей компании. Договоры оказания услуг по передаче тепловой
энергии могут заключаться только между теплоснабжающими и теплосетевыми
компаниями.
Часть 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении устанавливает, что собственники
тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой
энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким
тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих
организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до
установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым
сетям.
В соответствии с Методическими
указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую
(тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (Утверждены Приказом
ФСТ России от 06.08.2004 № 20−э/2) размер платы за услуги по передаче тепловой
энергии по тепловым сетям определяется исходя из следующих видов расходов:
(a) расходы на эксплуатацию тепловых сетей;
(b) расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на
передачу тепловой энергии по тепловым сетям.
Касательно точки подключения и раздела элементов систем
теплоснабжения
Достаточно часто потенциальный потребитель может сталкиваться с трудностями
при определении, в какой именно точке на местности должно осуществляться
технологическое присоединение к тепловым сетям, вправе ли заявитель сам
устанавливать точку подключения? На кого ложится обязанность по строительству
тепловых сетей от уже существующих теплосетей до установок потенциального
потребителя? Попробуем разобраться.
В сфере теплоснабжения точкой подключения именуется место присоединения
подключаемого объекта к системе теплоснабжения. При этом следует различать:
(a) точка передачи – место физического соединения
теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей
ЕТО) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются
обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче
тепловой энергии;
(b) точка поставки – место исполнения обязательств
теплоснабжающей организации или ЕТО, которое располагается на границе
балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети
потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или ETO, или
теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой
сети;
© точка приема – место физического соединения источников
тепловой энергии или тепловых сетей с сетями теплосетевой организации, в
котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору
оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Что касается выбора точки подключения, то необходимо учитывать требования,
закрепленные в пунктах 4.4–4.8 Инструкции по эксплуатации тепловых сетей
(Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем
коммунального теплоснабжения, утверждена приказом Госстроя
России от 13.12.2000 № 285).
Согласно упомянутым нормам, несмотря на то что ТУ на присоединение к сетям
абонента выдаются с учетом технических требований абонента, ТУ должны быть
обоснованными, а определяемый ими объем работ должен соответствовать
нормативно-техническим документам по строительству и эксплуатации объектов
теплоснабжения и теплопотребления.
Выполнение ТУ, разработанных теплоснабжающей организацией, носит
обязательный характер для абонента. В случаях, когда при проектировании
возникает необходимость отступления от ТУ, эти отступления должны
согласовываться заказчиком с теплоснабжающей организацией, выдавшей ТУ.
Разногласия, возникающие по ТУ, регулируются сторонами, а при недостижении
согласия выносятся на рассмотрение органа государственного энергетического
надзора, соответствующей службы органа местного самоуправления или
специализированной независимой организации.
Таким образом, несмотря на то что потребитель не имеет права требовать
установления точки подключения на свое усмотрение, перенос точки подключения
может иметь место, но только по согласованию с теплоснабжающей
организацией.
А можно ли установить точку поставки не на границе земельного участка, а в
пределах границ земельного участка заявителя?
Согласно пункту 27 Правил подключения к системам теплоснабжения, потребитель
самостоятельно осуществляет мероприятия (в том числе технические) по
подключению к системе теплоснабжения в пределах границ своего земельного
участка, а в случае подключения многоквартирного дома – в пределах
инженерно-технических сетей дома.
При этом:
(a) граница балансовой принадлежности – линия раздела
элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного
основания;
(b) граница эксплуатационной ответственности – линия
раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей
ответственности по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения,
устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница
эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой
принадлежности.
Законодательством установлено, что точка поставки по договору теплоснабжения
определяется границей балансовой принадлежности. Из этого следует вывод о том,
что тепловые сети, находящиеся в пределах границ земельного участка
потребителя, могут быть проданы теплоснабжающей организации в целях
установления точки поставки в пределах земельного участка потребителя, а не на
границе.
Изменение границ балансовой принадлежности также позволит без дополнительных
соглашений определить зону эксплуатационной ответственности теплоснабжающей
организации или ЕТО внутри земельного участка.
Таким образом, несмотря на то что в настоящее время не предусмотрено
возведение тепловых сетей внутри границ земельного участка потребителя за счет
теплоснабжающей организации, нет запрета на установление точки поставки внутри
границ земельного участка потребителя. Для этого необходимо передать сети,
созданные потребителем, в собственность теплоснабжающей организации путем их
продажи.