МОСКВА, 10 февраля (BigpowerNews) Минэнерго РФ планирует 21 февраля
начать общественно обсуждение опубликованной в конце декабря новой модели рынка
тепла, предполагающей переход на тарифообразование в теплоснабжении по методу
«альтернативной котельной», сообщили BigpowerNews в Минэнерго.
Обсуждение продлится 30 дней, в течение которых будут приниматься
предложения по проекту федерального закона «О внесении изменений в закон О
теплоснабжении и иные нормативно-правовые акты». При необходимости Минэнерго
примет решение по последующей доработке проекта и публикации отчета о данном
процессе по итогам общественного обсуждения. Направлять предложения может любое
заинтересованное лицо, подчеркнули в ведомстве.
По информации BigpowerNews, тепловые генераторы собирались обсудить документ
сегодня, 11 февраля, в НП «Совет рынка производителей».
Некоторые из них уже подготовили свои замечания по проекту. В частности,
«ЕвроСибэнерго», ОАО «Квадра», ОАО «ТГК-11», ОАО «ДГК», ООО «Мечел-Энерго» и
ОАО «Тепло Тюмени» направили их в профильный комитет госдумы.
Предложения собраны в рамках заочного обсуждения законопроекта экспертами
секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» консультативного
совета комитета по энергетике Госдумы по инициативе «Мечел-Энерго», рассказал
BigpowerNews замруководителя секции, руководитель пресс-службы «Мечел-Энерго»
Максим Ланда.
В частности, в «РАО ЭС Востока» обратили внимание на рамочный характер
документа, отметив больше число отсылочных норм. Предполагается, что во
исполнение закона будут приняты подзаконные акты, но «без их анализа невозможно
оценить в полной мере изменения в сфере теплоснабжения и их последствия»,
говорят там. Кроме того, в РАО считают необходимым вывести из под действия норм
разрабатываемых документов ряд территорий. По мнению РАО, такие
исключения должны касаться территорий, где электроэнергия продается только по
регулируемым ценам – т.е. неценовые зоны и изолированные территориальные
электроэнергетические системы.
Помимо этого «ЭС Востока» возник вопрос, что считать наилучшими
технологиями и на какой территории в целях определения индикативной цены –
тарифа «альтернативной котельной». А также на необходимость более
четкого определения этого понятия. На потребность «точнее сформулировать
определение индикативной цены во избежание риска некорректного формирования
данного ключевого параметра концепции на стадии разработки подзаконных
актов», обратили внимание также и ЕвроСибэнерго.
В целом генераторы поддержали предложенный Минэнерго переход на установление
тарифов в тепле по методу «альтернативной котельной», не высказав
категорических замечаний к нему.
Однако, в частности, в «ТГК-11» отметив, что «методология «альтернативной
котельной» предполагает под источником для инвестиций в сфере теплоснабжения
фактически разницу между уровнем «альтернативной котельной» и
действующими тарифами на тепловую энергию, а также экономию, получаемую за счет
реализации инвестмероприятий», предложили все же для оценки экономических
последствий внедрения предложенной модели оценить потенциал требуемых затрат на
реконструкцию систем теплоснабжения и получаемого за счет этого эффекта».
По мнению ТГК, в предложениях Минэнерго этого сделано не было.
В «Квадре», считают единственным способом нормализации платежей за
коммунальные ресурсы и минимизации рисков нецелевого использования денежных
средств посредниками (оптовыми перепродавцами тепловой энергии, в т.ч.
муниципальными и управляющими компаниями), исключение последних из цепочки
расчетов и переход на прямые расчеты с конечными потребителями, в том числе с
населением. Поэтому там предлагают законодательно закрепить право
ресурсоснабжающих организаций на ведение прямых расчетов с населением без
обязательного решения общего собрания собственников и предоставить прямое
законодательное право ЕТО на ведение прямых расчетов с населением, а также
ввести при смене управляющих организаций обязательную передачу долгов
предыдущих УК. Кроме того, «Квадра» предлагает законодательно
закрепить право поставщиков быть агентами для УК по сбору денежных
средств с населения и возможности зачисления их на свои расчетные счета в счет
оплаты за отпущенную теплоэнергию и горячую воду.
В свою очередь в «ТГК-11» отмечают, что в предлагаемой разработчиками
редакции значительно усиливается ответственность ТСО, ЕТО, а ответственность
потребителей исключается. «При этом на качество и режимы могут влиять как ЕТО,
ТСО, так и потребители. Нарушается баланс интересов», считают в ТГК.
Кроме того по оценкам «ТГК-11», «в связи со значительным (на 26% в среднем
по РФ) требуемым разовым повышением тарифа на тепловую энергию для достижения
уровня «альтернативной котельной», переходный период для внедрения новой модели
может занять в значительной части регионов (около 50%) до 10−15 лет».
«Действующая в этот переходный период норма о максимально возможном сроке
долгосрочного регулирования 5 лет, не соответствующая срокам окупаемости
инвестпроектов в сфере теплоснабжения, приведет к отказу на этот переходный
период от проектов модернизации в сфере теплоснабжения и усугублению ситуации
на рынке тепловой энергии», считают там.
При этом, подчеркивают в «ТГК-11», в предложениях Минэнерго кратное
повышение экономической ответственности ЕТО за качество и надежность
теплоснабжения предусматривается уже с 1 января 2016 года вне зависимости
от сроков завершения перехода регулирования в теплоснабжении по
методологии «альтернативной котельной». Вместе с тем, говорят в
энергокомпании, «обеспечить соответствующие показатели надежности и качества
без соответствующей модернизации систем теплоснабжения, источником которой и
является переход на методологию «альтернативной котельной» не представляется
возможным». «В связи с этим представляется, что меры ответственности ЕТО за
качество и надежность теплоснабжения должны быть синхронизированы со сроками
завершения перехода на регулирование сферы теплоснабжения по методологии
«альтернативной котельной», говорится в материалах ТГК.