МОСКВА, 30 января (BigpowerNews) – Министерство энергетики РФ подготовило
изменения в правила ОРЭМ, предполагающие постепенную либерализацию рынка
мощности во второй ценовой зоне оптового энергорынка (Сибирь) в части
освобождения цен на мощности, расположенных там ГЭС.
По данным СМИ, реформа этого рынка обсуждалась около года, а окончательное
решение было принято на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича.
По информации «Системного оператора», в состав ОЭС Сибири входит 101
электростанция мощностью 5 МВт и выше с суммарной установленной мощностью 48532
МВт (по данным на начало 2013 года), из них на долю ГЭС приходится 23 601 МВт
(48,6%), на долю тепловых электростанций – 24 931 МВт (51,4%). Суммарная
выработка электростанций в сибирской ОЭС по итогам прошлого года составила 197
038,5 млн. кВт ч электроэнергии при выработке в целом по ЕЭС России в 1 023
479,9 млн. кВт ч.
В настоящее время в Сибири мощность прошедших конкурентный отбор мощности
(КОМ) тепловых станций оплачивается по рыночным тарифам, а вот вся
мощность ГЭС поставляется по регулируемым ценам, которые формирует ФСТ.
При этом рыночные цены в разы превышают регулируемые цены. Так в
прошлом году цена на рынке сложилась на уровне 167 тыс рублей за 1 МВт в месяц,
а ГЭС получали только 24−58 тыс рублей за 1 МВт в месяц, говорит аналитик
Газпромбанка Наталья Порохова, слова которой приводят «Ведомости». По подсчетам
Прохоровой, это позволяло снизить плату за мощность для потребителей на 25%, а
конечную цену на электроэнергию на 5%. По данным «Русгидро», сообщает
«Коммерсант», в частности, мощности Саяно–Шушенской ГЭС во 2−ой половине 2013
года поставлялись по 38 тыс рублей за 1 МВт в месяц. А на 2014 год
индексация этого тарифа была отменена, в результате чего он в оказался
2,5 раза ниже рыночной цены в Сибири, которая в свою очередь в этом году
упала на 37% относительно цены 2013 года – до 97,5 тыс руб за 1 МВт.
Как следует из опубликованного Минэнерго проекта постановления
правительства, ведомство предлагает начиная уже с 1 апреля 2014 года
продавать по регулируемым ценам не более 50% отобранного на КОМе объема
мощности ГЭС из 2−ой ценовой зоны, а остальной объем оплачивать на рыночных
условиях. При этом с 2016 года доля реализуемой по регулируемым ценам
мощности может быть изменена правительством, но не более чем на 20%.
Кроме того, проект постановления предусматривает, что с 1 января 2015 года
электроэнергия и мощность крупных гидроэлектростанций (более 100 МВт) может
поставляться только на оптовый рынок.
От изменений правил заработать смогут подконтрольной государству «Русгидро»
и «Евросибэнерго» Олега Дерипаски, контролирующие почти всю сибирскую
гидрогенерацию. У первой в Сибири две действующие ГЭС с суммарной
мощностью порядка 7,2 ГВт (Новосибирская ГЭС и Саяно-Шушенский ГЭК), не считая
Богучанской ГЭС, которую РусГидро строит совместно с Русалом.
Евросибэнерго контролирует в регионе 4 ГЭС обшей мощностью более 15 ГВт
(«Красноярская ГЭС», а также Братская, Усть-Илимская, Иркутская ГЭС,
управляемые «Иркутскэнерго»). Станции Евросибоэнерго, также как и
РусГидро, реализуют свою мощность по регулируемому тарифу, который составляет
25–39 тыс рублей за 1 МВт в месяц, что на 60–75% ниже текущей цены
КОМ.
По оценкам аналитиков «ВТБ Капитала», эффект для прибыли на акцию «Русгидро»
за 2014–2015 годы, рассчитанной инвесткомпанией в рамках модели стоимости
энергохолдинга по методу ДДП, не превысит 1%.
За счет реализации 50% мощностей ГЭС «Евросибэнерго» на рынке доходы
компании могут вырасти на 3 млрд. рублей, если продавать всю мощность по
цене КОМ — на 7,5 млрд рублей, посчитали аналитики.
В свою очередь Прохорова из Газпромбанка подсчитала, что «Русгидро»
получит от нововведений 1 млрд рублей, а «Евросибэнерго» 3
млрд. Представитель «Русгидро» с расчетом согласен, сообщают «Ведомости».
Но и.о. гендиректор «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин считает, что
«до финального решения правительства говорить об экономическом эффекте
для генкомпаний пока рано». «Кроме того, при возврате к рыночному регулированию
необходимо учесть интересы всех категорий потребителей, прежде всего населения.
В данном случае, объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов
для населения соответствующими органами (ФСТ) не изменяются», добавляет он,
признавая, что «принятие такого постановления ожидаемо генераторами второй
ценовой зоны». «В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с
наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике», говорит Соломин.
По расчетам аналитиков «ВТБ Капитала», принятие поправок может привести к
удорожанию электроэнергии для потребителей в Сибири примерно на 1,5−2%.
«В условиях действующего ограничения на рост тарифов для конечных потребителей
дополнительная индексация прибыли ГЭС от продажи мощности может привести к
тому, что тарифы для всех остальных участников рынка в сибирском регионе будут
уменьшены, либо начнут повышаться медленнее, чем ожидалось. Такая перспектива
несет риски для всего сектора в целом», говорится в обзоре инвесткомпании.
Порохова оценивает, рост платы за мощность на 7%, или 1,5% в конечной цене
потребителей (кроме населения). Для потребителей либерализация будет
безболезненной, так как в этом году на КОМ в Сибири цена на мощность рухнула
почти на 40%, считает аналитик.