МОСКВА, 7 августа (BigpowerNews) НП «Сообщество потребителей энергии»
предложило схему общественного контроля инвестпрограмм естественных
монополий.
Как сообщили BigpowerNews в партнерстве, свою концепцию потребители изложили
на рабочем совещании в Открытом правительстве.
«Реализация наших предложений позволит сделать результаты общественного
обсуждения реальным рычагом влияния и превратить процесс освоения денег в
реальную инвестиционную деятельность», утверждает директор НП Василий
Киселёв.
«В основе наших предложений поэтапная схема, состоящая из трёх элементов.
Первый шаг в общественном контроле – это подтверждение необходимости
включения проекта в инвестпрограмму. Собственно, необходимо выяснить кому и
зачем этот проект нужен. Так, если этот инвестпроект необходим для повышения
экономической эффективности работы энергосистемы, то нужно представить
объективное тому подтверждение. Мы предлагаем утвердить в качестве методики
оценки тест на эффективность предварительного технико-экономического
обоснования проекта (предТЭО). Суть его в измерении соотношения получаемых
выгод к планируемым затратам. Другими словами, субъект монополии должен
доказать потребителям (будущим плательщикам единого тарифа), что строительство
или модернизация объекта принесёт им ощутимый полезный эффект», поясняет
Киселёв.
По информации НП, тест на эффективность с оценкой выгод и затрат является
общепринятым в практике развитых стран, где он известен как Cost-benefit test
или Regulatory investment test. Например, говорят там, проект развития сетевой
инфраструктуры в рамках энергетического пула PJM (США) считается эффективным,
если приведенная стоимость ожидаемого за 15 лет эффекта в 1,25 раза превышает
приведенные затраты за указанный период. Расчет эффекта учитывает изменение
суммарных переменных затрат на выработку электроэнергии и изменение платежей
потребителей.
«В случае, если инвестпроект необходим для нужд конкретных потребителей на
определённой территории, либо для обеспечения надёжности энергосистемы, то в
первом случае было бы логичным, если реализацию оплачивали данные потребители,
а не весь рынок», говорит глава сообщества. «Здесь потребуется проект
отдельного адресного тарифного решения. Ну а для второго случая мы предлагаем
оформлять заключение специального коллегиального органа – Совета по надёжности.
Аналог его существует в США, где эту функцию выполняет неправительственная
организация Северо-американская корпорация по надежности в электроэнергетике
(The North American Electric Reliability Corporation, NERC). Задачи и принцип
оплаты услуг схожи с нашим Системным оператором, но в NERC стандарты
надежности разрабатываются и принимаются техническими комитетами, которые
формируются с участием представителей промышленных и иных потребителей. Они
реально влияют на принятие решений. Кроме того, в Правилах работы NERC
устанавливается, что стандарты не могут предписывать строительство конкретных
объектов и должны обеспечивать баланс интересов сторон. При этом очень важно,
что в течение всего периода обсуждения актуальная версия инвестпроекта,
замечания и поправки к нему должны находится в свободном доступе для любого
заинтересованного потребителя. На наш взгляд, эту возможность легко можно
реализовать на существующем интернет-портале государственных услуг».
Вторым шагом в концепции общественного контроля, предложенной потребителями,
является независимая экспертиза сметной документации. По мнению авторов, она
должна быть обязательной для проектов, которые не прошли тест на эффективность
выгоды/затраты, но признаны необходимыми для нужд конкретных потребителей в
территории или для обеспечения надёжности энергосистемы.
Заключительным, третьим элементом схемы, является механизм арбитража для
случаев, когда возражения потребителей не были приняты во внимание и завышенные
инвестпрограммы порождают необоснованный рост тарифов. Речь идёт о рассмотрении
административного спора по поводу решения органа власти, которое назначается по
обоснованному заявлению участников рынка. Порядок рассмотрения такого обращения
иной, чем для обычных обращений (жалоб) граждан. В настоящее время проект
Кодекса административного судопроизводства (КАС) находится на рассмотрении в
Государственной Думе.
«Считаем важным закрепить в Кодексе право общественных объединений
(организаций) подавать заявления в суд, не только от «всех членов организации»,
как принято в проекте КАС в первом чтении, но и от неопределенной группы лиц
(юр лица, индивидуальные предприниматели, граждане – т.е. любые потребители
электроэнергии), чьи интересы та или иная некоммерческая организация призвана
защищать в соответствии с уставными целями. Это позволит в состязательном
досудебном порядке оспаривать неэффективные решения по инвестпрограммам
естественных монополий и достаточно оперативно их корректировать. И ещё один
важный, на наш взгляд, аспект. Поскольку государственную услугу по утверждению
инвестиционных программ в сфере электроэнергетики оказывает Минэнерго РФ,
считаем, что общественное обсуждение качества инвестпрограмм должно быть
организовано на основе межведомственного органа, например, правительственной
комиссии или комиссии при Минэкономразвития России», говорит Киселёв.
НП «Сообщество потребителей энергии» было создано в январе 2009 г. для
консолидации усилий потребителей электроэнергии при защите их интересов в
условиях развития конкурентного рынка электроэнергии и мощности.
Членами Партнерства являются 26 компаний, среди которых ОАО «Роснефть», ОАО
УГМК, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Сибур», ООО УК «Металлоинвест»
и их число постоянно растет.