МОСКВА, 11 июля (BigpowerNews) Американское топливо для
Южно-Украинской АЭС было повреждено украинскими специалистами во время загрузки
в реакторы АЭС, заявил вице-президент Westinghouse по внешним связям и
стратегии Майк Керст (Mike Kirst).
«Очевидно, что во время процесса загрузки пара таких (топливных ред.)
сборок была поцарапана, а также была деформирована пара дистанционирующих
решеток (ТВС-W). Это не проблема разработки (топлива ред.)», сказал он
изданию Nuclear Intelligence Weekly.
Оператор украинских АЭС компания «Энергоатом» проводит полную выгрузку
топлива из активных зон реакторов второго и третьего энергоблоков
Южно-Украинской АЭС в связи с выявленными отклонениями в работе тепловыделяющих
сборок производства транснациональной компании Westinghouse. На втором и
третьем энергоблоке ЮУАЭС в опытно-промышленном режиме эксплуатируются 126
сборок производства Westinghouse, загруженные в реакторы блоков в 2010−2011
годах в рамках соответствующего коммерческого контракта, заключенного между
«Энергоатомом» и транснациональным поставщиком в марте 2008 года. В частности,
на третьем блоке станции эксплуатируются 84 сборки, на втором 42 сборки. В
ходе планово-предупредительного ремонта (ППР) второго энергоблока ЮУАЭС,
стартовавшего 18 июня, в активную зону блока предполагалось догрузить еще 42
свежие сборки Westinghouse.
Керст напомнил, что американское топливо работает в активной зоне реактора
совместно с новым российским топливом, которое было разработано для коррекции
недостатков топлива ТВС-М.
По словам Керста, передает РИА Новости, российское топливо ТВСА
обладает очень жесткой конструкцией, имеет уголки по бокам. «Наше топливо в
настоящее время испытывает трудности при загрузке в ячейки активной зоны.
Размер области для (загрузки ред.) топлива
слишком мал», сказал он.
Топ-менеджер Westinghouse отметил, что в силу ряда причин «украинские
атомщики решили дать большую нагрузку на кассету», что привело к предельному
напряжению в месте расположения топливных сборок.
Керст также добавил, что по контракту с украинским Энергоатомом Westinghouse не
несет ответственности за повреждение топлива во время загрузки.
Эксперт в атомной энергетике, главный редактор электронного издания
«Атоминфо» Александр Уваров считает, что в данной ситуации нельзя сваливать
вину на украинских специалистов-атомщиков.
«Я категорически против того, что вся ответственность перекладывается на
эксплуатационный персонал АЭС. Проектант обязан предпринимать усилия, чтобы
облегчить жизнь эксплуатации», сказал эксперт РИА Новости.
Комментируя высказывания Керста, эксперт отметил, что Westinghouse должен не
критиковать, а предлагать выходы из ситуации.
«Если вы видите, что допустимые усилия, прикладываемые к кассете слишком
велики, то какой путь вы предлагаете для решения этой проблемы? Из высказываний
представителя компании этого не видно», подчеркнул он.
Также эксперт обратил внимание, что из-за нескольких поврежденных
дистанционирующих решеток американских сборок атомный регулятор Украины никогда
бы не принял решение выгрузить все топливо.
«На мой взгляд, ситуация с американским топливом более серьезна, чем говорит
Керст» сказал эксперт.
Уваров также добавил, что «если не будут устранены корневые причины
случившегося, то эта ситуация с американским топливом может повториться и при
следующих перегрузках».
Первый заместитель государственной инспекции ядерного регулирования Украины
(Госатомрегулирование) главный государственный инспектор по ядерной и
радиационной безопасности Михаил Гашев ранее заявил РИА Новости, что на третьем
энергоблоке ЮУАЭС в ходе операций по перегрузке топлива в рамках ППР были
выявлены повреждения обода дистанционирующей решетки ТВС-W, загруженной в
активную зону в 2010 году.
Главный инспектор сообщил, что после выгрузки топлива комиссия в составе
представителей регулятора, эксплуатирующей организации и производителя
произведет детальный анализ и экспертизу этих повреждений. Он предположил, что
экспертиза может продлиться до первых чисел августа, а ее итоги будут положены
в основу решения регулятора о разрешении догрузки свежей партии топлива в
составе 42 кассет во второй энергоблок.
Главный инспектор отметил, что повреждения обода дистанцирующей решетки не
является критическим нарушением в работе топлива, однако, с точки зрения
нормативной документации по ядерной безопасности, это квалифицируется как
учтенное нарушение в работе АЭС и требует особого внимания и детальной
экспертизы.
Президент украинского «Энергоатома» Юрий Недашковский поручил директору
Южно-Украинской АЭС Виссариону Киму провести ряд мероприятий по перегрузке
топлива на третьем энергоблоке.
ТВСА топливо российского производства для АЭС. ТВС-W топливо американского
производства по советско-российский тип реактора АЭС.