МОСКВА, 25 января (BigpowerNews) Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2011 г. №1178 вносится ряд изменений в ценообразование в сфере
регулируемых цен в электроэнергетике.
Существенные изменения и дополнения внесены в правила применения метода
доходности на инвестированный капитал для регулирования тарифов организаций,
оказывающих услуги по передаче электрической энергии.
С учетом новых требований, перечисленных в Постановлении, переход к
регулированию цен (тарифов) организаций, оказывающих услуги по передаче
электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала
(RAB) возможен при выполнении ряда критериев, в том числе:
темп роста одноставочного котлового тарифа в регионе не должен
превышать темп, установленный прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации. Это, безусловно, является ключевым сдерживающим
фактором в отношении объема проводимых инвестиций и стоимости базы
инвестированного капитала, ведь возврат инвестированного капитала и доходность
на инвестированный капитал занимают существенную долю в структуре тарифа,
рассчитанного с применением методики RAB;
доля заемного капитала на конец каждого года первого периода
регулирования составляет не менее 25% от размера инвестированного капитала.
Данное ограничение может послужить причиной для отказа территориальным сетевым
организациям в переходе на расчет тарифов с применением методики RAB. На
сегодня ряд электросетевых компаний, перешедших на RAB ранее, не отвечает
данному требованию по структуре капитала, что ведет к риску отказа в дальнейшем
применении методики.
Рассматриваемое Постановление Правительства вводит также ограничение на
применение метода RAB компаниями уже использующими его при расчете тарифов в
случае отсутствия инвестиционной программы со сроком действия до 2018 года. Что
касается горизонта инвестиционного планирования, многие территориальные
сетевые организации, в том числе входящие в ОАО «Холдинг МРСК», практикуют
разработку пятилетних инвестиционных программ. Очевидно, что они уже не
соответствуют требованиям для применения метода RAB и либо должны смириться с
пересмотром тарифов, либо заняться переработкой инвестиционных программ на
более длительную перспективу.
Существенные изменения вносятся и в части влияния надежности оказываемых
услуг на необходимую валовую выручку (НВВ) электросетевых организаций. Новое
Постановление утверждает, что в случае, если предложения по плановым значениям
показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг на
каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода
регулирования не были представлены регулируемой организацией в установленные
сроки, и были выявлены нарушения утвержденных плановых значений показателей, то
в отношении НВВ применяется понижающий коэффициент 0,15. С другой стороны,
Постановление не предусматривает каких-либо изменений максимально допустимой
корректировки НВВ, утвержденной в методических указаниях по регулированию
тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (сейчас 3% от
НВВ, установленной на долгосрочный период регулирования в абсолютном
выражении). На наш взгляд, подобное нововведение послужит дополнительным
стимулом сетевым организациям в проведении работ по повышению качества
оказываемых услуг.
Также в Постановлении стимулируются мероприятия по снижению технологических
потерь электрической энергии, которые теперь определяются в необходимой
валовой выручке с учетом темпов их снижения, предусмотренных программой в
области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
соответствующей сетевой компании. В случае отсутствия программы в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности норматив потерь
понижается на 10 процентов по сравнению с предыдущим периодом.
Уточнения коснулись и индекса эффективности операционных расходов. В случае,
если рост удельных расходов на ведение регулируемой деятельности при
расчете тарифов с применением методики RAB более чем в 2 раза превысил
прогнозный индекс потребительских цен на 1−й год долгосрочного периода
регулирования, в течение всего этого долгосрочного периода индекс эффективности
операционных расходов для такой организации устанавливается регулирующими
органами на максимально возможном уровне (установлен в размере 3%), что будет
являться существенным фактором снижения тарифов на услуги по передаче
электрической энергии (для многих электросетевых компаний в настоящее время
указанная величина составляет 1%).
Еще одна новация: с целью снижения темпов роста тарифов на услуги
электросетевых компаний теперь предусмотрена возможность сглаживания
необходимой валовой выручки свыше 12% (по согласованию с Федеральной службой по
тарифам). Напомним, что в первой редакции методических указаний по
регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала
(утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. N 231−э)
сглаживание не должно было превышать 12%.
Важные изменения коснулись и определения объема инвестиций, учитываемых в
базе капитала. Отметим следующие:
при определении полной и остаточной величины инвестированного капитала
учитываются только фактически введенные в эксплуатацию активы, тогда как
ранее инвестиции учитывались после подписания акта выполненных работ в случае
незавершенного строительства;
стоимость объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 г., не
должна превышать типовые расценки капитального строительства на объекты
сетевого хозяйства, утверждаемые наблюдательным советом совета рынка;
сумма инвестиций в объекты капитальных вложений, которые не используются в
соответствии с их проектной (установленной) мощностью, уменьшается для
определения базы инвестированного капитала.
Указанные изменения также повлекут сокращение необходимой валовой выручки
регулируемой организации.
Резюмируя можно предположить, что обновления от Правительства как
минимум:
вносят уточнения в методику применения RAB-регулирования (по отношению к
Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 «О
ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской
Федерации»);
налагают ограничения на организации, в отношении деятельности которых
может применяться RAB-регулирование ценообразования;
в той или иной мере стимулируют проведение электросетевыми компаниями
мероприятий по снижению технологических потерь и повышению качества услуг;
способствуют снижению темпов роста тарифов на услуги по передаче
электрической энергии;
увеличивают риски электросетевых компаний в части
финансирования инвестиционной деятельности, в основном за счет, неминуемого
снижения базы инвестированного капитала, возможности у регулятора применять
метод долгосрочной индексации НВВ и сокращать учитываемые в ней затраты;
может повлечь и, с большой вероятностью, повлечет сокращение
инвестиционных программ.
Помимо электросетевых компаний новое Постановление касается также и порядка
определения тарифов на мощность для отдельных видов генерации на ОРЭМ, а также
порядка применения тарифа на передачу на розничном рынке. В частности, отметим
наиболее существенные изменения:
установлено, что порядок расчета тарифов на мощность, которые определяются
для новых ГЭС и АЭС, вынужденных генераторов и генераторов, подавших наиболее
высокие ценовые заявки на КОМ, может предполагать расчет на основе типовых
затрат. Скорее всего, данное положение будет основой для введения «потолка
включаемых в тариф затрат» на строительство новых ГЭС и АЭС, о котором
говорилось на Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики
19 декабря 2011 г. В случае внедрения данного подхода Правительство
обеспечит контроль за ценами новой гидро- и атомной генерации аналогично тому,
как это сделано для объектов ДПМ.
установлено, что необходимая валовая выручка сетевых организаций, у
которых более 80% отпуска приходится на одного потребителя, включается в расчет
котлового тарифа только в части доли отпуска, приходящегося на других
потребителей. Основная часть выручки такой сетевой организации будет включена в
тариф на передачу для основного потребителя. На наш взгляд, данный пункт
препятствует выделению сетевого хозяйства крупных предприятий в отдельный вид
деятельности с целью распределения эксплуатационных затрат между всеми
потребителями региона. В то же время, данный механизм может быть использован
сетевыми компаниями для решения проблемы «собственной генерации»: если крупный
потребитель перешел на собственные источники энергоснабжения и использует
централизованную энергосистему только в качестве резервного источника питания,
МРСК может выделить соответствующую сетевую инфраструктуру в отдельное
общество, после чего РЭК включит затраты на ее содержание только в тариф для
данного потребителя.
предусмотрена возможность установления надбавки к равновесной цене
электроэнергии на ОРЭМ для объектов ВИЭ, а также надбавки к цене на
электроэнергию и мощность на ОРЭМ для генерирующих объектов, расположенных на
территории Калининградской области. Целью данных положений являлось приведение
основ ценообразования в соответствие положениям закона 35−ФЗ
«Об электроэнергетике». Таким образом, можно ожидать, что Правительством
будет продолжена работа по созданию коммерчески привлекательных условий для
работы ВИЭ на ОРЭМ.