По расчетам разработчиков программы, к 2020 г из эксплуатации должно быть выведено более 27 ГВт, а введено новых мощностей более 82 ГВт. 4,7 трлн рублей предлагается вложить в сети, остальное — 6,5 трлн рублей — в развитие генмощностей. При этом 4,5 трлн должно быть направлено на ТЭС, а мощности газовых ТЭС увеличены в 7,4 раз – до 49 ГВт. Генераторы и потребители заявляют о противоречивости расчетов и призывают Минэнерго доработать документ.
Ред: меняется источник, добавлены подробности
МОСКВА, 13 декабря (BigpowerNews) – Государственный Энергетический институт
имени Кржижановского по заказу Минэнерго РФ подготовил проект программы
модернизации электроэнергетики России до 2020 года.
В программе, с текстом которой BigpowerNews удалось ознакомиться,
указывается, что «актуальность разработки программы обусловлена тем, что, с
1991 года более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии
в электросетях на ее передачу и распределение; более чем в 1,5 раза выросла
удельная численность персонала в отрасли; более чем в 2,5 раза снизилась
эффективность использования капвложений. В 5 раз сократился средний ежегодный
ввод генмощностей по сравнению с вводами 60−80−х годов прошлого столетия».
Разработчики, отмечая существенный рост в последние годы тарифов на
электроэнергию, констатируют, «что после распада СССР существенно снизились
экономическая эффективность функционирования и темпы развития электроэнергетики
в России».
Среди причин снижения эффективности электроэнергетики в программе
называются: использование отсталых технологий, морально и физически устаревшего
энергооборудования, а также отсутствие в настоящее время оптимальной системы
управления отраслью в условиях образования многочисленных собственников
электроэнергетических объектов.
Целью Программы называется «кардинальное обновление электроэнергетики России
на базе отечественного и мирового опыта, преодоление нарастающего
технологического отставания, морального и физического старения основных фондов,
повышение надежности энергоснабжения и энергетической безопасности страны и на
этой основе снижение темпов роста тарифов на электрическую и тепловую
энергию».
Как следует из документа, для решения проблем отрасли энергетикам
предлагается вложить в модернизацию своих мощностей в последующие 9 лет более
11,2 трлн рублей (в номинальном выражении), в том числе: в генерирующие
мощности должно быть инвестировано 6,5 трлн рублей, включая: 4 трлн рублей ― в
ТЭС, 2,5 трлн рублей ― в АЭС, ГЭС, ГАЭС и ВИЭ; электрические сети ― 4,7 трлн
рублей, включая: 2 трлн рублей ― в ЕНЭС, 2,7 трлн рублей ― в распределительные
сети.
Среди ожидаемых результатов реализации программы называются:
повышение проектного показателя балансовой надежности с 0,996 до
0,9991
вывод из эксплуатации (демонтаж, консервация) физически изношенного и
морально
устаревшего оборудования 27 033 МВт, в том числе: ТЭС – 23 283 МВт; АЭС –
3 750 МВт;
новые вводы мощности на электростанциях – 82 434 МВт, в том числе: ТЭС –
61 496 МВт; АЭС – 9 952 МВт; ГЭС – 7 924 МВт; ВИЭ – 3 062 МВт;
увеличение установленной мощности газовых ТЭС с применением передовых
технологий на основе ГТУ в 7,4 раза с 6600 до 49 000 МВт;
КПД новых газовых ТЭС (ПГУ) не менее 50 %;
КПД новых угольных ТЭС не менее 38 %;
КПД новых и модернизированных АЭС не менее 34 %;
снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии от ТЭС с 332,7
до
300 г у.т./кВт·ч;
снижение потерь в ЕНЭС с 4,6 до 3,5 %, в распределительных сетях – с 8,9
до 6,5 %;
снижение процента износа электросетевого оборудования в ЕНЭС до 30%;
снижение процента износа электросетевого оборудования в распределительной
сети
до 50%;
вводы новых электросетевых объектов:
ЕНЭС:
ВЛ напряжением 220 кВ и выше 54,7 тыс. км,
трансформаторной мощности 116,8 тыс. МВА;
распределительной электрической сети:
ВЛ напряжением 0,4 110 кВ 95,3 тыс. км,
трансформаторной мощности 60,6 тыс. МВА.
В проекте программы указывается, что основу российской электроэнергетики
составляют более 700 электростанций общей мощностью 227,5 ГВт. Таким образом, с
учетом мощностей, которые планируется вывести из эксплуатации, в соответствии с
программой общая мощность электростанций в РФ должна увеличиться к 2020 году на
25,2% до 284,7 ГВт.
В рамках программы также предполагается освоение и создание ряда новых
технологий и энергооборудования, в том числе:
создание угольного энергоблока на суперсверхкритические параметры
пара;
создание и освоение мощных высокоэффективных газовых турбин мощностью
65/75−110/120−160/170−270−350 МВт;
разработка технологии внутрицикловой газификации углей и создание пилотной
установки;
создание отечественных котлов с циркулирующим кипящим слоем;
сооружение Забайкальского и Амурского преобразовательных комплексов
несинхронного объединения ОЭС Сибири и ОЭС Востока;
внедрение асинхронизированных компенсаторов реактивной мощности АСК 2 ×
100 Мвар;
разработка и сооружение ВТСП кабельной линии длиной 1500 м, 20 кВ, 1500
А;
разработка и сооружение ВТСП трансформатора мощностью до 1000 кВА с
магнитопроводом из аморфной и наноструктурированной стали;
разработка сверхпроводящих накопителей и энергетических батарей;
строительство двух ВЭС суммарной установленной мощностью 105 МВт в
Краснодарском крае;
сооружение опытно-промышленных Старогрозненской и Дагестанской ГеоТЭС
мощностью по 10 МВт;
сооружение Северной приливной электростанции мощностью 12 МВт;
разработка сети биогазовых станций в Белгородской области суммарной
мощностью 10 МВт;
разработка и создание демонстрационной зоны с использованием технологий
Smart Grid.
В рамках подпрограммы модернизации ТЭС предусматривается:
вывод из эксплуатации (демонтаж, консервация) физически изношенного и
морально устаревшего оборудования ― 23 283 МВт, в том числе по виду топлива: 17
413 МВт на природном газе, 5 723 МВт ― на угле; 148 МВт – на дизельном
топливе; по типу электростанции: 11 291 МВт ― конденсационных агрегатов, 11 992
МВт ― теплофикационных агрегатов;
новые вводы мощности на тепловых электростанциях составляют 61 496 МВт, в
том числе по виду топлива: 44 002 МВт ― на природном газе, 17 494 МВт ― на
угле; по типу ввода: 50 322 МВт ― новое строительство и расширение, 11 174 МВт
― техническое перевооружение и реконструкция; с учетом
экспортно-ориентированных ТЭС в ОЭС Сибири общей мощностью 7 200 МВт
(Олонь-Шибирской ТЭС ― 3600 МВт, Харанорской ТЭС-2 ― 2400 МВт, Татауровской
ГРЭС ― 1200 МВт);
установленная мощность газовых ТЭС на основе передовых технологий (ПГУ и
ГТУ): 2010 год 6600 МВт; 2020 год ― 49000 МВт;
КПД новых угольных ТЭС ― не менее 38 %;
КПД новых газовых ТЭС (ПГУ) ― не менее 50 %;
средний эксплуатационный удельный расход топлива на отпуск электроэнергии
– снижение с 332,7 г у.т./кВт ч до 300 г у.т./кВтч.
Подпрограмма модернизации гидроэнергетического комплекса
предусматривает:
ввод в эксплуатацию дополнительных генмощностей в объеме 7,9 ГВт к 2020
году, в т.ч. ― за счет реконструкции действующих ГЭС ― 0,9 ГВт, на строящихся
ГЭС и ГАЭС ― 5,1 ГВт, на ГЭС и ГАЭС новостройках ― 1,9 ГВт;
прирост годовой выработки электроэнергии к 2020 году – 22,2 ТВт ч, в т. ч.
за счет реконструкции действующих ГЭС ― 1,9 ТВт ч, на строящихся ГЭС и ГАЭС ―
15,2 ТВт ч, на ГЭС и ГАЭС новостройках ― 5,1 ТВтч;
снижение среднего по всему парку гидрогенерирующего оборудования
физического износа к 2020 году по отношению к 2010 году: по турбинам― на 27 %,
по генераторам – на 10 %.
Подпрограмма модернизация АЭС предполагает до 2020
года:
модернизацию действующих АЭС путем повышения мощности: реактора РБМК ― до
105 % от номинала; ВВЭР-440 ― до 107%; ВВЭР-1000 ― до (104―110)% от
номинала;
продолжение срока эксплуатации блоков АЭС с реакторами ВВЭР-440, РБМК и
ЭГП-6 на 15 лет, с реакторами ВВЭР-1000 – на 25 лет;
ввод новых блоков АЭС мощностью 10 ГВт;
разработку проектов АЭС- с реакторами ВВЭР-ТОИ, реакторами на быстрых
нейтронах, создание технологий замыкания топливного цикла;
создание плавучих АЭС малой мощности;
строительство демонстрационных проектов АЭС с реакторами на быстрых
нейтронах и опытно-демонстрационных цехов на предприятиях ядерного топливного
цикла;
снижение удельных капвложений на 1 кВт вводимой мощности на 10% по
сравнению с 2009 года; снижение эксплуатационных расходов на 1 кВтч на 20% по
сравнению с 2009 годом в соответствующих ценах.
В подпрограмме «Развитие возобновляемых источников энергии на период
до 2020 года» предусматривается увеличение установленной мощности и
выработки электроэнергии к 2020 году с использованием ВИЭ до 4377 МВт и 16 655
млн кВт ч, в том числе, соответственно, на:
ВЭС до 2031 МВт и 5725 млн кВтч,
МГЭС до 1148 МВт и 4960 млн кВтч,
ГеоТЭС до 167 МВт и 952 млн кВтч,
СЭС до 34 МВт и 46 млн кВтч,
ПЭС до 13 МВт и 52 млн кВтч,
БиоТЭС до 984 МВт и 4920 млн кВтч.
Что касается электросетевого комплекса, то подпрограмма его
модернизации включает, в том числе:
снижение процента износа электросетевого оборудования до 50 % в
распределительных сетях и до 30% в ЕНЭС к 2020 году;
снижение потерь электроэнергии в ЕНЭС с существующего уровня 4,6% до 3,5%,
распределительной сети с 8,9% до 6,5% к 2020 г.;
обеспечение проектного показателя балансовой надежности ― на уровне 0,9991
к 2020 года;
повышение управляемости электрических сетей.
Подпрограммой предусмотрен:
ввод новых электросетевых объектов в ЕНЭС: ЛЭП напряжением 220 кВ и выше –
54,7 тыс.км, трансформаторной мощности – 116,8 тыс. МВА;
в распределительной электрической сети: ЛЭП напряжением 220 кВ и ниже –
95,3 тыс.км, трансформаторной мощности – 60,6 тыс. МВА;
реконструкция оборудования в ЕНЭС: ЛЭП напряжением 220 кВ и выше – 9,7
тыс.км, трансформаторной мощности – 129,2 тыс. МВА;
в распределительной электрической сети: ЛЭП напряжением 220 кВ и ниже –
156,1 тыс.км, трансформаторной мощности – 79,9 тыс. МВА.
Разработчики программы к механизмам ее реализации относят следующие:
– внутренние финансовые ресурсы компаний, включая амортизационные
отчисления, а также целевые инвестиционные средства, исключаемые из состава
налогооблагаемой прибыли (как минимум – для атомной энергетики);
– объемы и стоимость капитала, привлекаемого на условиях гарантирования
доходности в сетевые компании (RAB-регулирование) и в сектор генерации (вводы в
рамках ДПМ и МГИ);
– объемов конкурентного ценообразования на долгосрочном рынке мощности (ДРМ)
и экономически обоснованного уровня предельных цен на мощность (price-cap),
которые определяют долю ДРМ в средневзвешенной цене мощности для потребителей
на оптовом рынке.
За счет этих механизмов планируется обеспечить снижение темпов роста тарифов
на электроэнергию на уровне 2015 года в среднем на 5 % , а на уровне 2020 года
– на 8,4 % по сравнению с использованием базовых параметров регулирования.
Структура источников финансирования программы модернизации
электроэнергетики до 2020 года
|
|
млрд руб.
|
%
|
2011−2015 гг.
|
2016−2020 гг.
|
2011−2020 гг.
|
2011−2015 гг.
|
2016−2020 гг.
|
2011−2020 гг.
|
Всего отрасль
|
Всего финансирование
|
4 521
|
6 725
|
11245
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
1 356
|
2 354
|
3 711
|
30%
|
35%
|
33%
|
прибыль
|
1 718
|
2 287
|
3 936
|
38%
|
34%
|
35%
|
внешние
|
1 447
|
2 085
|
3 598
|
32%
|
31%
|
32%
|
Генерация
|
Всего финансирование
|
2 571
|
3 961
|
6 533
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
694
|
1 109
|
1 764
|
26%
|
28%
|
27%
|
прибыль
|
1 054
|
1 545
|
2 613
|
41%
|
39%
|
40%
|
внешние
|
823
|
1 307
|
2 156
|
32%
|
33%
|
33%
|
Электрические сети
|
Всего финансирование
|
1950
|
2763
|
4713
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
663
|
1 243
|
1 932
|
35%
|
45%
|
41%
|
прибыль
|
663
|
718
|
1 367
|
34%
|
26%
|
29%
|
внешние
|
624
|
801
|
1 414
|
32%
|
29%
|
30%
|
ГЭС
|
Всего финансирование
|
375
|
566
|
942
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
105
|
170
|
273
|
28%
|
30%
|
29%
|
прибыль
|
135
|
187
|
320
|
36%
|
33%
|
34%
|
внешние
|
135
|
209
|
349
|
36%
|
37%
|
37%
|
АЭС
|
Всего финансирование
|
642
|
910
|
1 553
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
173
|
228
|
404
|
27%
|
25%
|
26%
|
прибыль
|
321
|
564
|
885
|
50%
|
62%
|
57%
|
внешние
|
148
|
118
|
264
|
23%
|
13%
|
17%
|
ТЭС
|
Всего финансирование
|
1 554
|
2 485
|
4 039
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
389
|
696
|
1 091
|
25%
|
28%
|
27%
|
прибыль
|
606
|
820
|
1 414
|
39%
|
33%
|
35%
|
внешние
|
559
|
969
|
1 535
|
36%
|
39%
|
38%
|
ЕНЭС
|
Всего финансирование
|
929
|
1 057
|
1 986
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
334
|
634
|
953
|
36%
|
59%
|
48%
|
прибыль
|
260
|
275
|
536
|
28%
|
26%
|
27%
|
внешние
|
334
|
148
|
497
|
36%
|
14%
|
25%
|
Распределительные сети
|
Всего финансирование
|
1 020
|
1 707
|
2 727
|
100%
|
100%
|
100%
|
амортизация
|
347
|
666
|
1 009
|
34%
|
39%
|
37%
|
прибыль
|
377
|
427
|
818
|
38%
|
25%
|
30%
|
внешние
|
296
|
615
|
900
|
29%
|
36%
|
33%
|
Согласно проекту программы, в целом за счет собственных источников может
быть обеспечено финансирование 2/3 потребности в капиталовложениях, а примерно
треть средств (3,6 трлн. рублей) потребуется привлечь с рынков капитала, прежде
всего в виде кредитных ресурсов, из них 60 % в сектор генерации и 40 % в
электросетевой сектор.Почти 70% общей потребности отрасли во внешнем
финансировании приходится на тепловую генерацию, обеспечивающую основной
прирост установленной мощности, а также на сектор распределения
электроэнергии.
В проекте программы отмечается, что несмотря на сравнительно небольшую долю
привлеченных средств в структуре финансирования Программы модернизации,
прогнозируемые параметры ценовой и тарифной политики формируют тенденцию к
росту кредитной нагрузки, прежде всего – в тепловой генерации и
распределительном комплексе. Разработчики программы признают, что в этой
ситуации показатели кредитной устойчивости будут последовательно ухудшаться
«практически во всех секторах, особенно – в тепловой генерации и
распределительных сетях, где отношение долга к EBITDA (суммы амортизационных
отчислений и прибыли до уплаты процентов и налогов) во втором пятилетии
возрастает до 2 и более».
По предварительной оценке, авторов проекта, «жесткое сдерживание кредитной
нагрузки при условии поддержания показателя «долг/EBITDA» не выше 1 приведет к
недофинансированию Программы модернизации почти на 12 %. При этом
недофинансирование Программы модернизации в РСК может составить более 20
%».
Генераторы и потребители программой не довольны
Представленная программа подверглась резкой критике производителей энергии.
Около недели назад, 9 декабря, объединяющее большинство собственников
тепловой генерации НП «Совет производителей энергии» (СПЭ) направило в
Минэнерго РФ на имя замминистра Андрея Шишкина письмо с замечаниями к
программе. Документ подписали директор НП Игорь Миронов и председатель совета
по энергетической безопасности и технологической надежности Валентин
Межевич.
Генераторы, отнеся к достоинствам программы «широкий охват
электроэнергетических технологий», говорят, что назвать программу «документом,
который можно использовать, как руководство к действию нельзя». По мнению
производителей энергии, «в рамках программы наблюдается отсутствие связи с
действующими программными документами в электроэнергетике». Как пояснил
BigpowerNews директор НП Игорь Миронов, в частности, речь идет о «Схеме ЕЭС на
2010−2016 года», «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до
2020 года» и «Энергетической стратегии России на период до 2030 года». В письме
СПЭ отмечается, что по ряду объектов генерации и сетей, вошедших в программу,
уже ведется строительство и идет финансирование.
Кроме того, по мнению партнерства, отраженный в программе объем ввода новых
мощностей – 82,434 ГВт – не отражает реального спроса на электроэнергию и
является существенно завышенным. Разработчики в своих расчетах за основу
приняли прогноз, используемый в генсхеме до 2020 года, согласно которому спрос
будет расти в 2011−2012 годах на 1,2% в год, в 2013−2020 годах
от 2,2 до 3,5%. В НП же считают, что в год прирост будет не более 1%.
Кроме того, генераторам не ясно, как были рассчитаны капзатраты по
программе.
«Совет производителей» сетует на то, что в программе не приводятся сценарии
развития ситуации для конечных потребителей. Сами потребители электроэнергии
пока оценивают программу и от прогнозов воздерживаются, однако также отмечают,
что прогноз потребления в программе явно завышен. В частности, директор НП
«Сообщество покупателей рынков электроэнергии», куда входят крупнейшие
покупатели электроэнергии, в том числе РусАл, Дмитрий Говоров говорит, что «как
именно отразиться программа на ценах на энергию для конечных потребителей пока
говорить рано: работа над документом продолжается». «Но то, что прогноз
потребления завышен очевидно, а это в свою очередь может больно ударить по
потребителям, которым, в случае принятия документа в таком виде, придется
оплачивать в том числе и невостребованную мощность. Мы выступаем за принцип:
невостребованная мощность, как генерирующая, так и сетевая, не должна
оплачиваться» сказал он BigpowerNews, добавив, что «только тогда повысится
ответственность энергетиков при принятии инвестиционных решений».
Но главной проблемой проекта программы производители называют отсутствие в
ней реальных механизмов возврата инвестиций. Генкомпании поддержали применение
указанного в проекте механизма ДПМ и МГИ, но выступили против использования
price-cap в конкурентном отборе. По их мнению, price-cap создает для
генкомпаний при инвестировании дополнительные риски.
Не устраивает генераторов и предлагаемая структура источников финансирования
программы. В частности, увеличение в ней доли чистой прибыли для
генерации до 40%, по расчетам СПЭ, в период до 2015 года, когда генкомпании
будут привлекать под проекты по ДМП значительные кредитные ресурсы и когда до
90% чистой прибыли потребуется на их обслуживание, приведет к росту, по
некоторым компаниям, отношения долга к EBITDA до 4 и более. Это «является
недопустимым», заявляют в СПЭ.
Гендиректор члена СПЭ, электроэнергетической «дочки» «Газпрома» ООО «Газпром
энергохолдинг» Денис Федоров, говорит, что «предлагаемые финансовые
модели развития отрасли оторваны от жизни и на практике недостижимы». «В
настоящее время у нас и наших коллег по отрасли нет ясности относительно
будущего статуса этого документа, сферы его действия и механизмов реализации,
хотя важность самого документа не вызывает сомнений. Пока данная Программа
может рассматриваться только как отраслевой обзор с прогнозом ситуации в
перспективе до 2020 года», сказал Федоров BigpowerNews.