МОСКВА, 24 ноября (BigpowerNews) – Экономика добычи газового барреля
становится равной и даже превысит нефтяной уже в 2015−2016 годах. Об этом
пишет исполнительный вице-президент ТНК-BP по газу и энергоснабжению, экс-глава
«КЭС-Холдинга» Михаил Слободин в своем материале на страницах корпоративного
издания ТНК-BP «Твоя компания».
«Рост маржи производителя газа, формируемый объективной логикой развития
отрасли, позволит новым опциям развития газового бизнеса в ТНК-BP уже в
недалеком будущем на равных конкурировать с новыми нефтяными проектами.
Экономика добычи газового барреля становится равной и даже превысит нефтяной
уже в 2015−2016 годах, что уже сейчас заставляет по-другому смотреть на логику
и динамику развития газового сегмента в ТНК-BP», говорит Михаил
Слободин.
«Эти, безусловно, позитивные тенденции, однако, работают не только для ТНК-ВР.
«Окно возможностей» для независимых производителей газа имеет ограниченный
объем, а при привлекательной экономике не только мы захотим расти за счет
увеличения газового бизнеса», добавляет Слободин, отмечая, что «здесь
ключевым является наличие конечного потребителя, устойчивых долгосрочных
отношений с ним при одновременном решении всех вопросов доступа к системе
трубопроводного транспорта «Газпрома».
«Свободный незакрепленный такими отношениями рынок внутри страны
стремительно сокращается», подчеркивает Слободин. «Газпром» увеличивает свое
присутствие в электро- и теплоэнергетике – основных потребителях газа.
Увеличивает свое присутствие в газораспределительном сегменте, где
«контролирует» малых и средних потребителей. «НОВАТЭК» заключает долгосрочные
контракты с «ИнтерРАО», крупные потребители, такие как Enel, инвестируют в
добычу и «уходят» с рынка», констатирует вице-президент ТНК-BP.
По оценке М. Слободина, «незакрепленный объем в ближайшие несколько лет упадет
в 2 раза с 250 млрд куб. м до 125 млрд куб. м и будет продолжать сокращаться».
Кроме того, отмечает экс-глава КЭС, «остающиеся «свободные» потребители
располагаются на все более значительном удалении от центров добычи, что
серьезно уменьшает доходы производителей (без учета «Газпрома») за счет более
длинного транспортного плеча».
В этой связи, заявляет Слободин, «ключевым вопросом является эффективная
стратегия маркетинга газа с фокусом на работу с потребителями, расположенными в
ближних к месторождениям регионах присутствия [ТНК-BP – BigpowerNews]».
По словам М. Слободина, ТНК-BP в рамках своей стратегии будет действовать
по следующим трем направлениям:
Начнет поэтапную реализацию проекта по полномасштабному освоению
«Роспана», как самого эффективного газового проекта ТНК-BP, устойчивого к
изменению макроэкономических условий. Это, говорит Слободин, совместно с
другими меньшими по объему опциями роста обеспечит добычу компании в 2020 году
в объеме 35 млрд куб. м.
Реализует маркетинговую стратегию, ключевыми аспектами которой будут являться
закрепление своей позиции на рынке через долгосрочные контракты с крупными
потребителями и движение в розничный сегмент через приобретение
газораспределительных компаний и развитие розничных продаж природного
газа.
Подготовит условия для реализации следующего большого этапа, решения по
которому надо будет принимать уже в горизонте 2015−2017 годов, связанного с
освоением Ямала, где у компании имеются не только возможности роста добычи
нефти, но и большой газовый потенциал, отмечает Слободин. Там, говорит он,
«будет необходимо решить массу вопросов, связанных с доразведкой, формированием
инфраструктурного альянса, и, безусловно, вопросы по маркетингу газа».
Кроме того, подчеркивает исполнительный директор нефтяной компании, ТНК-BP
присутствует в Вьетнаме, у компании есть возможности роста газового
бизнеса в Украине, «новые приобретения в Бразилии также могут стать основой
серьезного увеличения присутствия в газе».
«У компании [ТНК-BP – BigpowerNews]» есть серьезный шанс стать действительно
нефтегазовой компанией, обеспечив долгосрочный и устойчивый рост для всего
бизнеса, и мы намерены этим шансом воспользоваться», заявил в итоге
топ-менеджер.