МОСКВА, 20 июля (BigpowerNews) РЖД может выйти из консорциума с группой
ЕСН Григория Березкина и продать партнерам свою долю в ООО «Энергопромсбыт»,
контролирующем 83,62% акций ТГК–14. На прошлой неделе ФАС разрешила ООО
«Транслизинг» (принадлежит группе ЕСН, владеет 49% «Энергопромсбыта»)
приобрести 51% долей в «Энергопромсбыте». Сейчас эта доля принадлежит РЖД. Об
этом сегодня пишет Ъ.
Вчера в группе ЕСН и РЖД возможность одобренной ФАС сделки и ее параметры не
комментировали. При покупке госдоли ТГК–14 глава РЖД Владимир Якунин говорил,
что энергокомпания критична для энергоснабжения Транссиба. Но вчера источник
«Ъ», знакомый с позицией монополии, пояснил, что изначально РЖД опасалась, что
после распада РАО ЕЭС на рынке электроэнергии появятся монополисты, которые
будут устанавливать невыгодные цены. ТГК–14 была приобретена, чтобы
подстраховаться, утверждает собеседник «Ъ», но теперь стало ясно, что таких
проблем нет, и монополия решила расстаться с энергоактивом. При этом совет
директоров РЖД пока не рассматривал сделку, добавляет он. Другой источник «Ъ»,
знакомый с ситуацией, полагает, что причиной выхода монополии из энергобизнеса
мог стать разлад во взаимоотношениях господ Якунина и Березкина.
Ъ напоминает, что группа ЕСН контролирует также 51% в ООО «Русэнергосбыт»,
которое занимается, в частности, энергоснабжением РЖД. Однако на этот актив
претендует государственная «Интер РАО ЕЭС». Глава «Интер РАО» Борис Ковальчук
на прошлой неделе заявил, что переговоры с собственниками «Русэнергосбыта» (еще
49% долей принадлежит итальянской Enel) находятся «в активной фазе». «Думаю,
что до конца лета мы придем к определенным соглашениям»,– добавил он.
Вчера в «Интер РАО» заявили, что компания ведет активные переговоры по
приобретению ряда энергоактивов, но отказались комментировать возможность
получения энергохолдингом контрольного пакета в ТГК–14, пишет Ъ. Но источник
газеты на энергорынке, знакомый с ситуацией, подтверждает, что переговоры по
ТГК–14 велись. По его данным, они пока «далеки от финальной стадии». Собеседник
«Ъ» не уточнил, готова ли «Интер РАО» расплачиваться за ТГК–14 деньгами, или
предлагает обмен этого пакета на собственные акции. Напомним, что в конце года
«Интер РАО» планирует разместить по закрытой подписке «большую допэмиссию», в
рамках которой предполагается обменять до 13,6 трлн акций компании на различные
энергоактивы. В число этих бумаг включены и акции ТГК–14, но до сих пор
предполагалось, что в обмене будут участвовать лишь 2,27% уставного капитала
генкомпании, принадлежащие ФСК и «РусГидро».
Исходя из текущей капитализации ТГК–14, долю РЖД в «Энергопромсбыте» можно
оценить примерно в 2 млрд. руб., считает Александр Селезнев из «Уралсиба»,
мнение которого приводит Ъ. Но если учитывать премию за контроль над компанией,
то цена может оказаться выше, добавляет аналитик. Если партнеры по
«Энергопромсбыту» – РЖД и ЕСН – оплачивали покупку акций ТГК–14 в пропорции,
соответствующей их долям в СП, то РЖД могла потратить на это около 3,3 млрд.
руб. (с учетом госдоли, допэмиссии и выкупа акций у «Норникеля»), полагает
Екатерина Трипотень из ИК «Совлинк». По ее мнению, «логично предположить, что
РЖД захочет выйти из сделки без убытка плюс получить какую–то премию». Говоря о
возможном обмене акций ТГК–14 на бумаги «Интер РАО», госпожа Трипотень
заметила, что для оплаты 83% акций генкомпании объема допэмиссии «Интер РАО»
вполне достаточно, заключает Ъ.