САЯНО-ШУШЕНСКАЯ ГЭС (ХАКАСИЯ), 24 февраля (BigpowerNews) Ценовые параметры
в рамках модели долгосрочного рынка мощности будут установлены в течение 15
дней распоряжением правительства РФ. Об этом сообщил глава некоммерческого
партнерства «Совет рынка» Дмитрий Пономарев на совещании с участием
премьер-министра РФ Владимира Путина на Саяно-Шушенской ГЭС, передает
ПРАЙМ-ТАСС.
Д.Пономарев пояснил, что в рамках модели предлагается разделить предстоящий
период на 3 этапа.
Первый этап- подготовительный 2011−2013 гг, в этот период ценовые
параметры будут варьироваться в районе 151 тыс руб за МВт в месяц для первой
ценовой зоны и 182 тыс руб за МВт в месяц для второй ценовой зоны. Затем
предлагается установить предельный ценовой уровень на 8 лет, чтобы дать
возможность окупить проекты, связанные с модернизацией. После этого, по словам
Д.Пономарева, с 2021 г предполагается переход на «единый поддерживающий
уровень» цен. При этом он подчеркнул, что дискуссия по данному вопросу еще не
закрыта.
В.Путин сообщил на совещании, что подписал сегодня постановление о порядке
функционирования новой модели рынка мощностей. Д.Пономарев пояснил, что новая
модель вводится на территориях, которые будут объединены в ценовые зоны оптовых
рынков, за исключением Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Магаданской,
Сахалинской, Камчатской, Калининградской и Архангельской, Еврейской автономной
области, а также республик Саха /Якутия/ и Коми. Д.Пономарев напомнил, что в
этих регионах действует тарифное регулирование и для их перехода на новую
модель потребуется существенное развитие их энергосистем.
Основой модели рынка мощностей станут конкурентные отборы, которые будут
проводить ежегодно на 4 года. В рамках этих конкурентных отборов системный
оператор отбирает с учетом заявок потребителей, прогноза и структуры
потребления, величину необходимых резервов. Таким образом, пояснил Д.Пономарев,
мощности будут разделены на те, которые прошли и которые не прошли конкурентный
отбор.
Предполагается, что действующие АЭС и ГЭС будут участвовать в конкурентном
отборе на общих основаниях. Однако в 2011 и 2012 гг для них предусмотрена
надбавка к цене мощности в качестве инвестиционной составляющей. Размер такой
надбавки будет установлен Федеральной службой РФ по тарифам. В 2013 г также
устанавливается возможность введения дополнительной надбавки к цене мощности в
случае выявления недостаточности средств оптового рынка на безопасную
эксплуатацию ГЭС и АЭС.
Для новых АЭС и ГЭС предлагается заключать договоры, аналогичные договорам
по предоставлению мощности. В них будет предусмотрена нештрафуемая отсрочка
ввода объектов в пределах одного года.
Д.Пономарев назвал договор предоставления мощности особым инструментом в
рамках новой модели. «При разработке модели мы исходили из того, что ОГК и ТГК
и в их лице новые собственники имеют безусловную обязанность исполнения
инвестиционных программ», пояснил он. Модель рынка мощности, по словам
Д.Пономарева, содержит набор положений, стимулирующих заключение и исполнение
договора на предоставление мощности. Срок действия такого договора составляет
20 лет при расчетном сроке окупаемости 30 лет.
Среди положений, стимулирующих заключение договора, он отметил,
гарантированность оплаты мощности. Также в случае подписания договора
включенные в него объекты будут учитываться в приоритетном порядке на
конкурентных отборах. Оплата возведения или модернизации объектов в рамках
договора предоставления мощности должна осуществляться в течение 10 лет по
гарантированной цене, исходя из расчета окупаемости 15 лет.
Неподписание договора или просрочка выполнения обязательств более чем на
один год приводит к ограничению для поставщика к участию в конкурентных
отборах, а также предусматривает ограничения продажи отобранной мощности по
тарифам договора. Кроме того, в случае неисполнения или несвоевременного
исполнения договора ОГК и ТГК несут ответственность в размере до 25% от
стоимости инвестиционной программы за каждый объект строительства.
Размер платы за мощность по договору будет зависеть от региона и
установленной мощности генерирующего объекта. При этом предусматриваются
повышающие и понижающие коэффициенты к размеру платы за мощность. «Повышающий
коэффициент – это прежде всего коэффициент сейсмичности», пояснил
Д.Пономарев. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае отсутствия у
поставщика резервного топлива либо в случае невыполнения требований по выбросам
загрязняющих веществ.
«Также мы планируем в формулу заложить учет дохода с рынка электроэнергии»,
сказал Д.Пономарев.