Генпрокуратура оспаривает сделку, которая сделала МУП убыточным.
Верховный суд (ВС) решил пересмотреть позицию по отказам в исках Генпрокуратуры по передаче электросетевого комплекса частной компании АСТ в г. Салават в Башкирии. Надзорное ведомство настаивает, что более 1500 электросетевых объектов были переданы компании вне конкурса. Это следует из определения суда, пишут «Ведомости». Глава экономической коллегии ВС Юрий Иваненко отменил прежнее определение и направил кассационное представление на новое рассмотрение.
Спор касается концессионного соглашения от 3 августа 2020 г., по которому из хозяйственного ведения МУП «Электрические сети» было изъято и передано АСТ 1597 объектов общей стоимостью 1,3 млрд рублей. До сделки предприятие ежегодно перечисляло в бюджет более 3 млн рублей, но после передачи имущества компании АСТ оно стало убыточным и потеряло статус сетевой организации. В то же время доходы частного лица к 2023 г. выросли с нуля до 406 млн рублей в год. Вместе с тем фиксированная плата в бюджет по договору составляет лишь 1 млн руб. в год до 2070 г., говорится в жалобе.
Прокуратура оспаривает сделку по двум причинам. Во-первых, администрация Салавата отклонила заявки двух других компаний – «Башкирэнерго» и «Башкирских электрических сетей», хотя конкурс на получение права передачи был обязательным. Во-вторых, по закону компания АСТ должна была показать, что у нее есть как минимум 5% от суммы, которую она собиралась вложить в развитие электросетей. Но подтверждений того, что такие деньги действительно есть, представлено не было, говорится в жалобе.
Сначала прокуроры пытались оспорить сделку в Арбитражном суде Башкирии. 18 апреля 2024 г. суд отказал им в иске. Позднее апелляционная инстанция подтвердила отказ. Суды признали, что соглашение между администрацией и компанией АСТ не является полностью недействительным, а лишь оспоримым. При этом к делу был применен годичный срок исковой давности, который уже истек на момент подачи прокурорского иска. Суды также признали, что отклонение заявки «Башкирэнерго» было неправомерным, но решили, что это не делает саму сделку недействительной.
В ВС представитель прокуратуры оспаривал эти решения, поскольку считает, что сделка все равно нарушает публичные интересы и является ничтожной, а значит, к ней применяется трехлетний срок давности. Кроме того, в 2020 г. УФАС признало администрацию нарушившей антимонопольное законодательство при передаче сетей. Несмотря на эти аргументы, ВС в марте 2025 г. не стал рассматривать жалобу ведомства из-за пропущенного срока. Теперь же ВС изменил свою позицию: в новом определении говорится, что выводы судов о сроках исковой давности нуждаются в проверке, поскольку спор затрагивает вопросы соблюдения публичных интересов и порядка управления городским имуществом.
Неправомерное отклонение заявок «Башкирэнерго» и «Башкирских электрических сетей» является ключевым нарушением, говорят эксперты. По их словам, при допуске конкурентов условия сделки могли бы быть иными, включая плату в бюджет, и потому этот дефект должен учитываться при оценке действительности концессии.