МОСКВА, 20 марта (BigpowerNews) «Россети» обратились в правительство с
инициативой, которая сделает невозможным прямое подключение потребителей к
Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС, магистральные электросети).
Обычно такими потребителями выступает крупный энергоемкий бизнес, который
компания предлагает перевести на более высокий «котловой» тариф
распределительных сетей.
Письмо с этим предложением гендиректор компании Андрей Рюмин в середине
февраля направил вице-премьеру Александру Новаку, сообщает РБК, которому
удалось ознакомиться с документом.
В «Россетях» изданию подтвердили факт обращения. В секретариате Новака РБК
сообщили, что направили его в Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС (ее
представитель подтвердил РБК обращение и сообщил, что после его рассмотрения
ведомство направит свою позицию в правительство).
ЕНЭС включает в себя линии с напряжением 220 кВ и выше. Организацией по ее
управлению ранее являлась дочерняя «Россетям» ФСК «ЕЭС», которая с 2023
года полностью консолидирована в компанию.
В письме Рюмин отмечает, что в настоящее время у крупных потребителей есть
«экономические стимулы» заключать прямые договоры с организацией по управлению
единой магистральной сетью. Как правило, такие предприятия обладают собственным
сетевым оборудованием, поэтому услуги региональной распределительной
организации им не требуются. В таких случаях они платят более низкий
магистральный сетевой тариф, а не ставку распредсетей, в которой заложена
наценка территориальной сетевой организации (ТСО) и перекрестное субсидирование
населения. Более того, в ряде случаев крупный энергоемкий бизнес прибегает к
строительству собственной генерации, отмечает Рюмин, и, таким образом, вообще
не платит за услуги по передаче электрической энергии.
«В результате отдельные потребители имеют де-факто преференции по оплате
услуг по передаче электрической энергии, а другие, остающиеся в [региональном
тарифном] «котле», в полной мере вынуждены оплачивать содержание как объектов
электросетевого хозяйства региона, предназначенных для энергоснабжения всех без
исключения потребителей, так и нести бремя перекрестного субсидирования
потребителей группы «население», — подчеркивает глава «Россетей».
В итоге тенденция ухода крупных платежеспособных потребителей из «котла»
(потребители, платящие единый котловой тариф распредсетей) без изменения
существующей системы ценообразования в электросетевом комплексе приводит как к
росту тарифов на услуги, так и к увеличению выпадающих доходов
распределительных сетевых компаний, заключает Рюмин. Поэтому, по информации
РБК, он предлагает:
законодательно закрепить, что услуги организации по управлению ЕНЭС смогут
получать только системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО).
Это значит, что между единой сетью и всеми пользователями появится обязательный
посредник, которому будет оплачиваться подключение даже при наличии
собственного оборудования, магистральный тариф и наценка СТСО. Все потребители,
таким образом, попадут в «котел» и под «перекрестное субсидирование»;
одновременно ввести новую систему расчета «котловых» тарифов, проведя их
дополнительную дифференциацию по объемам потребления. Так в каждой тарифной
зоне появится отдельный тариф для крупных энергоемких потребителей, которых
объединят в группу высокого класса напряжения ВН-2;
в дальнейшем рассмотреть вопрос установления единых тарифов на услуги по
передаче электроэнергии для всех потребителей регионального «котла», объекты
электросетевого хозяйства которых присоединены к сетям на высоком уровне
напряжения (110 кВ и выше, с интеграцией крупных энергоемких потребителей в
состав тарифной группы ВН).
Сейчас в соответствии с законодательством тарифы на услуги по передаче
электроэнергии дифференцируются на высокое первое напряжение
(ВН-1) — объекты электросетевого хозяйства, переданные в аренду ТСО
организацией по управлению ЕНЭС, высокое напряжение (ВН, 110 кВ и выше),
среднее первое напряжение (СН-1, 35 кВ), среднее второе напряжение (СН-2, 1–20
кВ), низкое напряжение (НН, ниже 1 кВ).
В «Россетях» говорят, что предлагают изменение, которое обеспечит
«справедливое распределение объемов перекрестного субсидирования на всех
потребителей в регионе» и исключит «дискриминационные подходы при оплате услуг
по передаче», а также обеспечит использование сетей ЕНЭС согласно их
технологическому назначению. В пресс-службе компании пояснили РБК, что для
потребителей ЕНЭС предлагается установить переходный период, в течение которого
будет применяться особый уровень региональных тарифов (ВН-2), состоящих из
ставок ЕНЭС и средней ставки перекрестного субсидирования населения. При этом
«дальнейшие шаги требуют детальных обсуждений», согласны там.
В результате реализации предложений на первом этапе конечная цена на
электроэнергию для потребителей ЕНЭС увеличится в среднем на 18%, подсчитывают
«Россети». Что касается тарифа на передачу, то в текущих ценах он может вырасти
до 1,1 рублей за 1 кВт·ч. «Это все равно останется ниже текущего уровня
региональных тарифов [группы] ВН в размере 2,2 рублей за 1 кВт·ч», —
заверяют в компании. При этом сейчас доля сетевой составляющей в конечной цене
на электроэнергию у потребителей магистральных сетей оценивается в 19%, а у
потребителей распределительного комплекса — порядка 40%.
Предварительно инициатива позволит высвободить средства в региональных
тарифах в объеме 33 млрд рублей «за счет равномерного распределения
перекрестного субсидирования на всех потребителей, в том числе на потребителей
ЕНЭС», говорят в «Россетях». В компании рассчитают, что этот эффект может быть
направлен на снижение регуляторного долга и проекты по повышению надежности
электроснабжения. Текущий регуляторный долг по группе «Россети» оценивается в
155 млрд рублей.
По мнению Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (АСПЭ), которое
приводит РБК, предложения «Россетей» являются попыткой поправить положение
сетевой монополии за счет добавок к тарифам для промышленности. Это делается
«вместо содержательного анализа причин ухудшения финансового состояния
компании, накопления регуляторного долга, высокой стоимости обслуживания займов
и недостаточной операционной эффективности», утверждают в АСПЭ. Кроме того, там
заявляют, что промпроизводства в целом имеют множество вводов как от
магистральных, так и от распределительных сетей, поэтому «уже финансируют
львиную долю перекрестного субсидирования и прочих затрат сетевого
комплекса».
«В результате реализации предлагаемой инициативы вместо решения проблемы
возникнет двойная нагрузка на энергоемкую промышленность, что усилит стимулы по
сокращению энергопотребления из общей сети и только усугубит ситуацию», —
уверены в организации.